Витражи своими руками
Оглавление:
Витраж для нас - знакомый незнакомец. Кажется, что мы его знаем. Но каждый раз, замирая перед цветными сотами, видим свет по-новому. Нижегородцы Ксения Губина и Алексей Вдовин вернулись из Таллина. Несколько лет они учились и работали в Прибалтике, осваивая тонкое и магическое искусство витража. В отличие от Таллина, в Нижнем Новгороде витражей раз-два и обчелся. Католических соборов нет, а эпоха модерна закрепилась в купеческом городе больше в традиционных материалах: в камне и дереве. На память приходит лишь один старинный витраж - на Ильинской, в особняке, в котором давно разместилась студенческая поликлиника. - Я читала, что витраж - принадлежность католической культуры... Алексей: - Но вообще-то первые витражи появились в Византии, в соборе Святой Софии...В Европе их, как известно, ставили в окнах соборов, а потом это искусство перекочевало ближе к жилищам - сначала во дворцы, потом в особняки и дома.
Ксения: - После того как художники модерна перевели линии витража на бытовые предметы, стали украшать цветным стеклом светильники и мебель, конфессиональная принадлежность витража - больше воспоминание об истоках... Тем более теперь, когда в мире все перемешалось, и мы празднуем дважды Рождество, легко перенимаем западные праздники. Алексей: - Витраж действительно принадлежит больше Западу, хотя бы потому, что здесь, в Нижнем, нет настоящих мастеров витража. Однажды заказчик, рассматривая эскизы наших работ, удивился: «А разве это витраж? Витраж состоит из маленьких треугольничков, а не крупных частей...» Так вот, бывают разные техники витража, разные стекла, но настоящий витраж отличает тонкая работа и живое, теплое, играющее на свету стекло. - А как делают витраж - набирают как мозаику? Ксения: - Сначала я рисую эскиз, и на этом этапе важно все предусмотреть, ведь витраж трудно переделать. Цвет стекла подбираю по образцам. Каждый цвет имеет 15-20 оттенков... Потом делаю рисунок в натуральную величину со всеми деталями, а по нему мастер вырезает шаблоны для всех частей. 3атем на столе крепятся ленты свинца - двутаврового в сечении, и от угла начинается набор витража.
- У вас в семье разделение труда. С чем это связано? Алексей: - Главное, я считаю, работа Ксении. Она - художник. Она закончила Эстонский государственный художественный институт, по специальности художник-монументалист. Она придумывает витраж. Это искусство имеет свои особенности, и витражная композиция строится иначе, чем, например, картины или фрески. А моя работа заключается в том, чтобы воплотить в материале замыслы художника.
- Витражное стекло - это какое-то особое?
Ксения: - Оно делается вручную. Из печи зачерпывают жидкое стекло ковшом и выливают на яблоневый стол. И даже непонятно сначала, какого оно цвета, такое мягкое,бархатистое и сияет. Хочется взять его в руки... - Яблоневый стол - это термин?
Ксения:- Сделанный из яблони - такие доски не трескаются, если их смочить... Потом стекло проходит через вальцы и едет по конвейерной ленте.Так обидно, если не успевают подхватить эту красивую лепешку - она разбивается вдребезги! Но мастера спокойны - соберут осколки и опять в печь!
- Вы сказали «лепешки» - стекло именно так и выглядит? Алексей: - Да, это не привычное ленточное стекло, а такой стеклянный блин, или лепешка. Оно негладкое, рельефное. Цвет стекла зависит от разных добавок. Добавляют порошки металлов. Например, зеленый цвет дает медь. А самым драгоценным считается красное стекло.
- А чем режут необыкновенное стекло?
Алексей: - Обыкновенным стеклорезом. И как всякое стекло, витражное тоже режет пальцы.
Ксения: - Когда я делала первый витраж, порезалась 46 раз, но во второй раз уже только 27 - привыкаешь и пальцы становятся ловкими. - Стекло - магический материал...
Ксения: - Стекло - это форма без материи. На него можно смотреть, как на облака, как на текущую воду. Оптика, свет, отражение, масса помогают создать картину, способную меняться даже в течение дня. У меня есть мечта: сделать витраж из разного белого стекла.
- Перед тем как познакомить с вами, мне рассказали, что первый витраж в городе Горьком делали вы В НИИИСе - 17-метровый. Ваши витражи - в окнах семейной консультации на Верхне-Волжской набережной, в конференц-зале педиатрического института .
Ксения: - Эти витражи сделаны так давно! Первый - в 84-м году - в научно-исследовательском институте. Мы собирали его по частям, привозили из Эстонии - ведь здесь нет своего витражного цеха. - Но, наверное, так получается слишком дорого? Алексей: - Это проще, чем создавать цех под разовый заказ здесь. В Таллине у нас есть налаженное производство, хорошие специалисты. И главное - настоящее стекло. А перевезти витраж нетрудно: на поезде, в купе... Ксения: - Мы в Нижний и раньше часто приезжали. Кроме витражей, например, делали интерьер ресторана «У Шаховского». Сейчас в городе появилось много красивых зданий, в окна которых так и просятся витражи. Мне кажется, сейчас это искусство здесь может быть востребовано.
- А вам не хотелось вернуться домой тогда, несколько лет назад, сразу после института?
Ксения: - Очень хотелось. Но в Художественном фонде сказали: «У нас уже есть пять монументалистов, больше не надо». А в Таллине художников - тысячи! И каждому есть работа.
- Интересно, кто в Прибалтике заказывает витражи? Алексей: - Все: от церквей до ресторанов и кафе. Богатые люди украшают витражными вставками окна, мебель. Есть витражные ширмы для камина - представляете, какой получается эффект? Сейчас очень популярно дарить маленькие витражи в подарок. Это фигурки, разные сюжетные картинки, выполненные в технике Тиффани, так называемые кабинетные витражи. Их вешают на окно и любуются.
- А от чего зависит стоимость витража?
Алексей: - От очень многого: от плотности композиции, стоимости материала, от желаний заказчика. Чем сложнее работа, тем она дороже. Ксения: - Особенность работы художника-монументалиста в том, что он не может работать для себя. Это не картина: написал и убрал на полку. Фреску, мозаику, витраж можно делать только на заказ. И каждый раз это индивидуальный проект, эксклюзивная работа.
- Наверное, витражи - хрупкая вещь...
Ксения: - Однажды в Херсонесе я нашла осколки тонкого радужного стекла. Оно, видимо, пролежало в земле очень долго - столетия! И только чуть окислилось. А во время второй мировой войны в европейских домах все стекла из окон повылетали, а витражи в основном сохранились... Однажды меня спросили, долго ли простоит витраж. Я ответила, если не разбивать, то тысячу лет.
- С чего начинаются ваши витражи?
Ксения: - Я должна понять, для чего его делаю. Есть ли в этом большой смысл? Дальше - как он впишется в пространство, сможет ли разрешить состояние, которое есть здесь...Мне приятно, что многие думают, будто в семейной консультации витражи были всегда.
- Поэт Андрей Вознесенский утверждает, что витраж - это выход в иные пространства. Стекло - одухотворенная субстанция. И когда мы смотрим на витраж, то понимаем, что он не просто сообщает о респектабельности владельца, но свидетельствует об особом настрое души. Ксения: - Ученые говорят, что каждый цвет действует на человека по-разному. Это учитывают дизайнеры и художники. А представляете, какую силу получает солнечный луч, пропущенный сквозь цветное стекло?..