Алюминий, сталь или пенополистирол
условия" , введенного в действие Постановлением Госстроя России от 22 мая 2003 г. N 42:
6. 2. Требования к материалам
6. 2. 1. Элементы опалубки должны изготавливаться из материалов, которые по качеству должны удовлетворять требованиям нормативных документов, указанных в конструкторской документации изделия.
6. 2. 2. Для несущих и поддерживающих элементов опалубки (каркасы, схватки, рамы, стойки, фермы и пр. ) должна применяться сталь марки Ст. З" по ГОСТу 380.
Устройства для подъема опалубки (петли, штыри и др. ) должны изготавливаться из стали марки Ст. Зпс любой категории по ГОСТу 380 или стали марки 20* по ГОСТу 1050.
Детали, подвергающиеся износу (пальцы, замки, втулки, шарниры и т. д. ), должны изготавливаться из стали не ниже марки 45* по ГОСТу 1050 и подвергаться термической обработке.
6. 2. 3. Несущие элементы алюминиевой опалубки (каркасы, рамы, балки и др. ) должны изготавливаться из алюминиевых сплавов не ниже марки и состояния АД 31TV по ГОСТу 4784, ГОСТу 8617, ГОСТу 22233.
6. 2. 4. Для металлических палуб должна применяться листовая сталь марки Ст. 3'поГОСТуЗЗО, ГОСТу 14637, ГОСТу 16523. Простейшая опалубка может быть изготовлена из бревен, бруса и досок. Позднее появились конструкции из клееной балки и фанеры, алюминиевой балки и фанеры. На смену им пришли щитовые металлические опалубки из гнутого профиля и металлического листа, щитовые металлическо-алюминиевые опалубки из закрытого профиля с многослойной фанерой и, новое слово в данной области, щитовые металлическо-алюминиевые опалубки из закрытого профиля с сэндвичевым пластмассовым щитом.
Бурное развитие монолитного домостроения привело к не менее бурному распространению опалубки как таковой в виде опалубочных систем и оборудования в различной комплектации.
АЛЮМИНИЕВАЯ ОПАЛУБКА
Одна из самых распространенных опалубок, применяемых сегодня на строительных объектах, - алюминиевая. Она дешевле зарубежных аналогов, тем не менее, обеспечивает высокое качество заливки. При больших расчетных нагрузках (8 т/м') прогибы опалубки не превышают 1/400 части пролета, опалубки перекрытий - 1/500 части. Жесткость же лучших зарубежных аналогов составляет от 1/270 до 1/350 частей пролета при нагрузке 5, 5 - 7, 0 т/м кв.
Алюминиевая опалубка хороша прежде всего тем, что она легкая. Монтаж и распалубку можно производить вручную, без использования подъемной техники. Это удобно там, где установка крана невозможна.
Отечественная опалубка в целом удовлетворяет строителей, если брать во внимание качество изготовления щитов. Но вот что касается фурнитуры, всевозможных деталей оснастки, то это - слабое место. Поэтому очень часто наши щиты доукомплектовываются аксессуарами зарубежного производства.
На рынке представлено много торгующих компаний, которые сразу же или под заказ могут продать опалубку отечественного или импортного производства. Новую или бывшую в употреблении. Вторая, как ни странно, может обойтись дороже из-за доукомплектации отдельными недостающими элементами, стоимость которых будет очень высока.
СТАЛЬНАЯ ОПАЛУБКА
Стальная щитовая опалубка имеет относительно большой вес, и переставлять ее, особенно крупные щиты, возможно только с помощью подъемных механизмов. Это ее основной недостаток. К тому же сталь может корродировать. Но очень проблематично, чтобы ржа быстро съела трехмиллиметровую высококачественную сталь, покрытую несколькими слоями антикоррозийного и окрасочного слоев.
На этом недостатки заканчиваются и начинаются достоинства.
Стальная конструкция с ребрами жесткости великолепно держит бетонную массу, и, применяя ее, не нужно беспокоиться за прогибы конструкции. Количество замковых соединений между щитами сведено к минимуму. Нет винтовых и эксцентриковых зажимов, только клиновидные (или в виде струбцин), и основным инструментом рабочего при монтаже и распалубке является молоток. Нет ограничений по толщине возводимых бетонных стен.
Стальную опалубку применяют на самых серьезных крупных и ответственных объектах.
Например, при строительстве небоскребов. Удобно применять ее при сооружении мостов, путепроводов, плотин, лифтовых шахт в многоэтажных зданиях.
Достоинство стальной опалубки еще и в том, что заливку можно вести непрерывно до верхней кромки этажа, а не послойно на определенную высоту, как это часто происходит при использовании алюминиевой опалубки, и ждать "схваток" каждого слоя. Это, естественно, сказывается на скорости строительства.
Самые известные - это опалубки DOKA, PERI, MEVA, NOE, Hunnebeck-Thyssen Krupp и ряд других марок.
ОПАЛУБКА ИЗ ВСПЕНЕННОГО ПОЛИСТИРОЛА
Вспененный полистирол обладает уникальными тепло- и звукоизоляционными свойствами. Например, монолитная стена, возведенная с применением несъемной опалубки из вспененного полистирола и имеющая толщину 25 см, обеспечивает теплозащиту, для которой необходимо возвести стену из кирпича толщиной 2, 5 м. Элементы опалубки - стеновые элементы, элементы перемычек и элементы опор перекрытия - имеют стандартные размеры по высоте и длине. Изменяемой является толщина тех частей элементов, которые являются внешними по отношению к возводимой стене: чем толще блок, тем выше тепло- и звукоизоляция здания.
Например, элемент стеновой разборный состоит из двух блоков, внутреннего и внешнего. Блоки имеют стандартную длину 120 см и высоту 25 см. Толщина внутреннего блока всегда 5 см, а толщина внешнего блока может быть как 5 см, так и 10 см. Увеличение толщины внешнего блока влияет на увеличение тепло- и звукоизоляции. Внутренняя полость элемента стенного разборного создается за счет соединительных перемычек, которые фиксируют блоки на расстоянии 15 см друг от друга. Соединительные элементы имеют специальные "замки" для закрепления арматуры.
Для экономии расходов при транспортировке стеновые элементы поставляются на строительную площадку в разобранном виде. Остальные элементы поставляются в готовом для применения виде. Вес элементов опалубки из вспененного полистирола настолько мал, что на строительной площадке совершенно не требуется тяжелая строительная техника, например кран. При малоэтажном строительстве возможна подача элементов вручную, при высотном строительстве - достаточно легкого подъемного механизма.
Жесткость конструкции придается за счет армирования и бетонирования стен. Одновременно с монтажом элементов опалубки производится армирование конструкции: арматура закрепляется в "замках" соединительных элементов в горизонтальном и вертикальном положении. Затем производится заливка бетона в полости опалубки. После бетонирования и возведения монолитных стен элементы опалубки не демонтируются. Блоки из вспененного полистирола образуют на поверхности стены сплошной слой звуко- и теплоизоляционного покрытия стен как внутри, так и снаружи здания.
Важным преимуществом несъемной опалубки из вспененного полистирола является ее вес. Опалубка из вспененного полистирола не создает дополнительной нагрузки на фундамент. Благодаря этому, фундамент такого здания может быть легче и дешевле. Монолитные стены, возведенные с использованием несъемной опалубки из вспененного полистирола, значительно тоньше кирпичных и железобетонных стен и не требуют дальнейшего увеличения за счет монтажа тепло- и звукоизоляции.
***
ЕСТЬ МНЕНИЕ!
Валентина Афанасьева, заместитель директора ГУП "НИИМосстрой":
- Для монолитного бетонирования к смазке для опалубки предъявляются особые требования. Опалубка должна сниматься без дополнительных усилий; смазка не должна замерзать при -20 -25 гр. С; смазка не должна расслаиваться длительное время без перемешивания; поверхность бетона должна быть гладкой с минимальным количеством раковин; цементная пленка должна иметь прочное сцепление с бетоном.
Основным требованием к смазкам для опалубки при монолитном бетонировании отвечают эмульсол "Петрамин 7-05" и импортные аналоги, зарекомендовавшие себя при строительстве Лефортовского тоннеля в составе третьего транспортного кольца Москвы. Этот эмульсол производится компанией "Н Петрос" по ТУ 0258-003-50689857-01 и предназначен для облегченного отделения бетона от различного вида опалубки (металлические формы, деревянная опалубка, ламинированная фанера, пластиковые формы и др. ), а также для защиты самих металлических форм. Эмульсол приготавливается на основе смеси индустриальных масел общепромышленного назначения и растительных масел. Продукт относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТом 12. 1. 007.
На объекте ООО "Латгалия" ОАО "СУ-155" прошла испытание смазка-эмульсол для смазывания щитов опалубки из ламинированной фанеры. Натурные испытания проводились с целью повышения качества поверхности бетона, снижения трудозатрат при очистке опалубки от затвердевшего цементного камня, увеличения оборачиваемости щитов опалубки. Эту смазку наносили на поверхность опалубки поролоновым валиком или специальным распылителем. Излишки нанесенной смазки удаляли. Надо отметить, что наносили смазку как на сильнозагрязненные поверхности (от предыдущих смазок), так и на новые поверхности опалубки. Эта смазка рекомендуется к применению при монолитном возведении зданий на всех объектах во всех регионах России.
***
КСТАТИ!
Из стандарта "Опалубка. Общие технические
6. 2. 5. Для деревянных несущих и поддерживающих элементов должны применяться лесоматериалы круглые хвойных пород 1-11 сорта по ГОСТу 9463, пиломатериалы хвойных пород 1-11 сорта по ГОСТу 8486.
6. 2. 6. Для палубы опалубки 1-го и 2-го классов должна применяться облицованная (ламинированная) березовая фанера; для 2-го класса может применяться также комбинированная облицованная фанера; для 3-го класса - пиломатериалы хвойных пород по ГОСТу 8486 и лиственных пород по ГОСТу 2695 не ниже II сорта, древесностружечные плиты по ГОСТу 10632, древесноволокнистые плиты по ГОСТу 4598, фанера бакелизированная по ГОСТу 11539, фанера марки ФСФ по ГОСТу 3916. 1, ГОСТу 3916. 2 и другие материалы.
6. 2. 7. Пластмассовые палубы должны изготавливаться из материалов, удовлетворяющих требованиям стандартов или технических условий на эти материалы и требованиям, предъявляемым к конкретной опалубке.
6. 2. 8. В качестве формообразующих и несущих элементов опалубки могут использоваться клееные деревянные конструкции по ГОСТу 20850.
Клееные зубчатые соединения деревянных конструкций должны соответствовать ГОСТу 19414. Могут применяться другие соединения древесины, в том числе специальные на металлических и других пластинах.
" Могут применяться другие марки металла, технические характеристики которых не ниже указанной марки.
***
НАША СПРАВКА
Возведение монолитных конструктивных элементов при отрицательных температурах требует применения одного из методов зимнего бетонирования, к которым относятся:
- добавление в бетон специальных вяжущих и противоморозных компонентов;
- предварительный разогрев бетонной смеси перед укладкой в опалубку;
- укладка в бетон нагревательных проводов (метод электропрогрева, целесообразный для мало-армированных конструкций);
- "теплый" бетон - инертные компоненты бетона прогревают до расчетной температуры на заводе. После твердения и достижения необходимой прочности бетонную смесь перевозят в миксерах автобетоновозов. Чтобы избежать загустения, в нее вводятся добавки, пластифицирующие и регулирующие сроки схватывания;
- греющие опалубки;
- для прогрева бетона опалубочные системы оснащаются нагревателями в виде провода, сеток, лент и др. ;
-греющие элементы устанавливаются в бетон;
- на опалубку наносятся специальные греющие покрытия.
Все вышеописанные методы электропрогрева приводят к значительному удорожанию строительства, а наиболее эффективным способом является применение противоморозных добавок. К наиболее эффективным относятся химические добавки для бетона и растворов, производимые фирмой "Полипласт". В собственности компании находятся три завода в гг. Первоуральск (Свердловская обл. ), Кингисепп (Ленинградская обл. ), Новомосковск (Тульская обл. ). Производимая продукция: противоморозные добавки "Криопласт СП15-1" , "Криопласт СП15-2" , формиат натрия.
6. 2. Требования к материалам
6. 2. 1. Элементы опалубки должны изготавливаться из материалов, которые по качеству должны удовлетворять требованиям нормативных документов, указанных в конструкторской документации изделия.
6. 2. 2. Для несущих и поддерживающих элементов опалубки (каркасы, схватки, рамы, стойки, фермы и пр. ) должна применяться сталь марки Ст. З" по ГОСТу 380.
Устройства для подъема опалубки (петли, штыри и др. ) должны изготавливаться из стали марки Ст. Зпс любой категории по ГОСТу 380 или стали марки 20* по ГОСТу 1050.
Детали, подвергающиеся износу (пальцы, замки, втулки, шарниры и т. д. ), должны изготавливаться из стали не ниже марки 45* по ГОСТу 1050 и подвергаться термической обработке.
6. 2. 3. Несущие элементы алюминиевой опалубки (каркасы, рамы, балки и др. ) должны изготавливаться из алюминиевых сплавов не ниже марки и состояния АД 31TV по ГОСТу 4784, ГОСТу 8617, ГОСТу 22233.
6. 2. 4. Для металлических палуб должна применяться листовая сталь марки Ст. 3'поГОСТуЗЗО, ГОСТу 14637, ГОСТу 16523. Простейшая опалубка может быть изготовлена из бревен, бруса и досок. Позднее появились конструкции из клееной балки и фанеры, алюминиевой балки и фанеры. На смену им пришли щитовые металлические опалубки из гнутого профиля и металлического листа, щитовые металлическо-алюминиевые опалубки из закрытого профиля с многослойной фанерой и, новое слово в данной области, щитовые металлическо-алюминиевые опалубки из закрытого профиля с сэндвичевым пластмассовым щитом.
Бурное развитие монолитного домостроения привело к не менее бурному распространению опалубки как таковой в виде опалубочных систем и оборудования в различной комплектации.
АЛЮМИНИЕВАЯ ОПАЛУБКА
Одна из самых распространенных опалубок, применяемых сегодня на строительных объектах, - алюминиевая. Она дешевле зарубежных аналогов, тем не менее, обеспечивает высокое качество заливки. При больших расчетных нагрузках (8 т/м') прогибы опалубки не превышают 1/400 части пролета, опалубки перекрытий - 1/500 части. Жесткость же лучших зарубежных аналогов составляет от 1/270 до 1/350 частей пролета при нагрузке 5, 5 - 7, 0 т/м кв.
Алюминиевая опалубка хороша прежде всего тем, что она легкая. Монтаж и распалубку можно производить вручную, без использования подъемной техники. Это удобно там, где установка крана невозможна.
Отечественная опалубка в целом удовлетворяет строителей, если брать во внимание качество изготовления щитов. Но вот что касается фурнитуры, всевозможных деталей оснастки, то это - слабое место. Поэтому очень часто наши щиты доукомплектовываются аксессуарами зарубежного производства.
На рынке представлено много торгующих компаний, которые сразу же или под заказ могут продать опалубку отечественного или импортного производства. Новую или бывшую в употреблении. Вторая, как ни странно, может обойтись дороже из-за доукомплектации отдельными недостающими элементами, стоимость которых будет очень высока.
СТАЛЬНАЯ ОПАЛУБКА
Стальная щитовая опалубка имеет относительно большой вес, и переставлять ее, особенно крупные щиты, возможно только с помощью подъемных механизмов. Это ее основной недостаток. К тому же сталь может корродировать. Но очень проблематично, чтобы ржа быстро съела трехмиллиметровую высококачественную сталь, покрытую несколькими слоями антикоррозийного и окрасочного слоев.
На этом недостатки заканчиваются и начинаются достоинства.
Стальная конструкция с ребрами жесткости великолепно держит бетонную массу, и, применяя ее, не нужно беспокоиться за прогибы конструкции. Количество замковых соединений между щитами сведено к минимуму. Нет винтовых и эксцентриковых зажимов, только клиновидные (или в виде струбцин), и основным инструментом рабочего при монтаже и распалубке является молоток. Нет ограничений по толщине возводимых бетонных стен.
Стальную опалубку применяют на самых серьезных крупных и ответственных объектах.
Например, при строительстве небоскребов. Удобно применять ее при сооружении мостов, путепроводов, плотин, лифтовых шахт в многоэтажных зданиях.
Достоинство стальной опалубки еще и в том, что заливку можно вести непрерывно до верхней кромки этажа, а не послойно на определенную высоту, как это часто происходит при использовании алюминиевой опалубки, и ждать "схваток" каждого слоя. Это, естественно, сказывается на скорости строительства.
Самые известные - это опалубки DOKA, PERI, MEVA, NOE, Hunnebeck-Thyssen Krupp и ряд других марок.
ОПАЛУБКА ИЗ ВСПЕНЕННОГО ПОЛИСТИРОЛА
Вспененный полистирол обладает уникальными тепло- и звукоизоляционными свойствами. Например, монолитная стена, возведенная с применением несъемной опалубки из вспененного полистирола и имеющая толщину 25 см, обеспечивает теплозащиту, для которой необходимо возвести стену из кирпича толщиной 2, 5 м. Элементы опалубки - стеновые элементы, элементы перемычек и элементы опор перекрытия - имеют стандартные размеры по высоте и длине. Изменяемой является толщина тех частей элементов, которые являются внешними по отношению к возводимой стене: чем толще блок, тем выше тепло- и звукоизоляция здания.
Например, элемент стеновой разборный состоит из двух блоков, внутреннего и внешнего. Блоки имеют стандартную длину 120 см и высоту 25 см. Толщина внутреннего блока всегда 5 см, а толщина внешнего блока может быть как 5 см, так и 10 см. Увеличение толщины внешнего блока влияет на увеличение тепло- и звукоизоляции. Внутренняя полость элемента стенного разборного создается за счет соединительных перемычек, которые фиксируют блоки на расстоянии 15 см друг от друга. Соединительные элементы имеют специальные "замки" для закрепления арматуры.
Для экономии расходов при транспортировке стеновые элементы поставляются на строительную площадку в разобранном виде. Остальные элементы поставляются в готовом для применения виде. Вес элементов опалубки из вспененного полистирола настолько мал, что на строительной площадке совершенно не требуется тяжелая строительная техника, например кран. При малоэтажном строительстве возможна подача элементов вручную, при высотном строительстве - достаточно легкого подъемного механизма.
Жесткость конструкции придается за счет армирования и бетонирования стен. Одновременно с монтажом элементов опалубки производится армирование конструкции: арматура закрепляется в "замках" соединительных элементов в горизонтальном и вертикальном положении. Затем производится заливка бетона в полости опалубки. После бетонирования и возведения монолитных стен элементы опалубки не демонтируются. Блоки из вспененного полистирола образуют на поверхности стены сплошной слой звуко- и теплоизоляционного покрытия стен как внутри, так и снаружи здания.
Важным преимуществом несъемной опалубки из вспененного полистирола является ее вес. Опалубка из вспененного полистирола не создает дополнительной нагрузки на фундамент. Благодаря этому, фундамент такого здания может быть легче и дешевле. Монолитные стены, возведенные с использованием несъемной опалубки из вспененного полистирола, значительно тоньше кирпичных и железобетонных стен и не требуют дальнейшего увеличения за счет монтажа тепло- и звукоизоляции.
***
ЕСТЬ МНЕНИЕ!
Валентина Афанасьева, заместитель директора ГУП "НИИМосстрой":
- Для монолитного бетонирования к смазке для опалубки предъявляются особые требования. Опалубка должна сниматься без дополнительных усилий; смазка не должна замерзать при -20 -25 гр. С; смазка не должна расслаиваться длительное время без перемешивания; поверхность бетона должна быть гладкой с минимальным количеством раковин; цементная пленка должна иметь прочное сцепление с бетоном.
Основным требованием к смазкам для опалубки при монолитном бетонировании отвечают эмульсол "Петрамин 7-05" и импортные аналоги, зарекомендовавшие себя при строительстве Лефортовского тоннеля в составе третьего транспортного кольца Москвы. Этот эмульсол производится компанией "Н Петрос" по ТУ 0258-003-50689857-01 и предназначен для облегченного отделения бетона от различного вида опалубки (металлические формы, деревянная опалубка, ламинированная фанера, пластиковые формы и др. ), а также для защиты самих металлических форм. Эмульсол приготавливается на основе смеси индустриальных масел общепромышленного назначения и растительных масел. Продукт относится к 4-му классу опасности в соответствии с ГОСТом 12. 1. 007.
На объекте ООО "Латгалия" ОАО "СУ-155" прошла испытание смазка-эмульсол для смазывания щитов опалубки из ламинированной фанеры. Натурные испытания проводились с целью повышения качества поверхности бетона, снижения трудозатрат при очистке опалубки от затвердевшего цементного камня, увеличения оборачиваемости щитов опалубки. Эту смазку наносили на поверхность опалубки поролоновым валиком или специальным распылителем. Излишки нанесенной смазки удаляли. Надо отметить, что наносили смазку как на сильнозагрязненные поверхности (от предыдущих смазок), так и на новые поверхности опалубки. Эта смазка рекомендуется к применению при монолитном возведении зданий на всех объектах во всех регионах России.
***
КСТАТИ!
Из стандарта "Опалубка. Общие технические
6. 2. 5. Для деревянных несущих и поддерживающих элементов должны применяться лесоматериалы круглые хвойных пород 1-11 сорта по ГОСТу 9463, пиломатериалы хвойных пород 1-11 сорта по ГОСТу 8486.
6. 2. 6. Для палубы опалубки 1-го и 2-го классов должна применяться облицованная (ламинированная) березовая фанера; для 2-го класса может применяться также комбинированная облицованная фанера; для 3-го класса - пиломатериалы хвойных пород по ГОСТу 8486 и лиственных пород по ГОСТу 2695 не ниже II сорта, древесностружечные плиты по ГОСТу 10632, древесноволокнистые плиты по ГОСТу 4598, фанера бакелизированная по ГОСТу 11539, фанера марки ФСФ по ГОСТу 3916. 1, ГОСТу 3916. 2 и другие материалы.
6. 2. 7. Пластмассовые палубы должны изготавливаться из материалов, удовлетворяющих требованиям стандартов или технических условий на эти материалы и требованиям, предъявляемым к конкретной опалубке.
6. 2. 8. В качестве формообразующих и несущих элементов опалубки могут использоваться клееные деревянные конструкции по ГОСТу 20850.
Клееные зубчатые соединения деревянных конструкций должны соответствовать ГОСТу 19414. Могут применяться другие соединения древесины, в том числе специальные на металлических и других пластинах.
" Могут применяться другие марки металла, технические характеристики которых не ниже указанной марки.
***
НАША СПРАВКА
Возведение монолитных конструктивных элементов при отрицательных температурах требует применения одного из методов зимнего бетонирования, к которым относятся:
- добавление в бетон специальных вяжущих и противоморозных компонентов;
- предварительный разогрев бетонной смеси перед укладкой в опалубку;
- укладка в бетон нагревательных проводов (метод электропрогрева, целесообразный для мало-армированных конструкций);
- "теплый" бетон - инертные компоненты бетона прогревают до расчетной температуры на заводе. После твердения и достижения необходимой прочности бетонную смесь перевозят в миксерах автобетоновозов. Чтобы избежать загустения, в нее вводятся добавки, пластифицирующие и регулирующие сроки схватывания;
- греющие опалубки;
- для прогрева бетона опалубочные системы оснащаются нагревателями в виде провода, сеток, лент и др. ;
-греющие элементы устанавливаются в бетон;
- на опалубку наносятся специальные греющие покрытия.
Все вышеописанные методы электропрогрева приводят к значительному удорожанию строительства, а наиболее эффективным способом является применение противоморозных добавок. К наиболее эффективным относятся химические добавки для бетона и растворов, производимые фирмой "Полипласт". В собственности компании находятся три завода в гг. Первоуральск (Свердловская обл. ), Кингисепп (Ленинградская обл. ), Новомосковск (Тульская обл. ). Производимая продукция: противоморозные добавки "Криопласт СП15-1" , "Криопласт СП15-2" , формиат натрия.
Похожие новости:
Ваше мнение:
LobzikovRU
Популярные новости
- О долговой политике России в условиях выхода из кризиса
- Арматура A - III и А500С. Отличаем по внешним признакам
- Основные причины аварий башенных кранов и меры для их устранения
- Какие требования предъявляются к материалам и оборудованию, при ремонте в учебных заведениях
- Строительный контроль: советы начинающим
- Международный праздник света в Москве