Перспективы цементного рынка: кризис возможен?
"Круглый стол", посвященный ситуации на отечественном цементном рынке, состоялся в пресс-клубе РИА "Новости". В рамках этой представительной встречи был рассмотрен целый комплекс проблем, связанных с влиянием дефицита цемента на рост объемов строительства, состоянием цементной промышленности в России и возможными вариантами выхода из цементного тупика. Причем было замечено, что участники дискуссии все же старались избегать произносить фразу "цементный кризис".
В обсуждении приняли участие начальник Управления контроля промышленности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Алексей Ульянов, генеральный директор Российского Союза строителей Михаил Викторов, директор аналитического управления инвестиционной группы "Антанта ПиоГлобал" Георгий Иванин, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института цементной промышленности Яков Крайчук, президент Ассоциации строителей России Николай Кошман, заместитель руководителя закрытого акционерного общества "Интеко" по Национальному проекту "Доступное жилье" Вадим Догадайло и руководитель блока промышленности строительных материалов ЗАО "Интеко" Михаил Богуш.
Открыл "круглый стол" начальник Управления контроля промышленности Федеральной антимонопольной службы Алексей Ульянов. По его словам, Федеральная антимонопольная служба занимается цементом давно и достаточно системно. Три года назад было возбуждено дело в отношении компании "Евроцемент груп", которое после серии судебных разбирательств закончилось подписанием мирового соглашения о признании вины этой компании и выплатой в бюджет суммы, превышающей 10 млн. долларов - 267 млн. рублей. На сегодняшний день - это крупнейший антимонопольный штраф, выплачиваемый какой-либо российской компанией.
Подписание мирового соглашения дало толчок новому этапу в развитии цементной отрасли в целом, потому что ФАС предписала компании начать биржевую торговлю. Этот эксперимент, можно сказать, удался, потому что сегодня в торгах участвуют уже около десяти производителей цемента, и более 20% объемов произведенного цемента в России проходит через биржу. Конечно, возникает вопрос о ценах, и факт, что в 2009 году рост цен составил порядка 80%, не может не беспокоить. С другой стороны, сокращение поставок цемента не наблюдается, напротив, по предварительным итогам цементная промышленность демонстрирует десятипроцентный рост. Таким образом, производство стройматериалов в целом, и цементная отрасль в частности, наряду с машиностроением выступают сегодня одним из локомотивов роста промышленности в России.
Очевидно, что сейчас есть смысл сконцентрироваться на решении системных структурных вопросов, то есть лечить не симптомы, а заболевание, в чем ФАС активно участвует.
* Создание самостоятельных программ по развитию промышленности строительных материалов и цементной отрасли в рамках Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". По словам А. Ульянова, некоторые решения были приняты, но в целом отрасль оказалась забытой. Эту проблему нужно решать, и особенно она остро встает в связи с реализацией проекта "Сочи-2014".
* Меры во внешнеторговой политике, отмена ввозных пошлин на цемент. По инициативе ФАС ввозная таможенная пошлина на цемент была отменена в конце декабря 2009 года сроком на девять месяцев. Наряду с этим ФАС предлагает ввести запретительные вывозные пошлины на цемент по примеру экспортных пошлин на нефтепродукты. То есть чтобы в тот же Казахстан цемент из России не перетекал, что имеет место быть сейчас. Конечно, пошлина в 5-10%, может быть, и не будет сильно влиять на рост цен, но тем не менее определенный психологический и экономический эффект это окажет.
* Контроль за инвестиционной программой крупнейших производителей цемента, прежде всего тех, кто занимает доминирующее положение на рынке. Анализ показывает, что в России существуют три межрегиональных крупных центра по производству цемента - это Европейская часть, где доминирует "Евроцемент"; Сибирь, где доминирует группа "Сибирский цемент", и южная часть Дальнего Востока, где доминирует группа "Спасскцемент". ФАС считает, что необходимо ввести жесткий контроль за реализацией инвестиционных программ этих компаний, с тем чтобы прибыли шли на обновление, модернизацию и увеличение выпуска продукции.
Сейчас в отрасли реализуется более пятидесяти проектов по модернизации и строительству заводов, интерес к этой отрасли растет, и сегодня только ленивый в России не объявил о том, что он хочет заниматься цементом, считает представитель ФАС. Тот факт, что на аукционе в Ростовской области выставленный за 1, 8 млн. рублей участок ушел по цене 700 млн. рублей, говорит о многом.
* Совершенствование биржевой торговли цементом. Пока нормативной базы в этой области не существует, но ФАС предписала тем биржам, которые осуществляют торговлю цементом, определенные правила игры. К ним относятся приостановка торгов при росте цены более чем на 15%, количество участников торгов не менее десяти, число сделок не менее десяти и еще целый ряд более специфичных биржевых пунктов. К сожалению, Федеральная Служба по финансовым рынкам, в ведении которой находится регулирование биржевой торговли, в данном случае от этого процесса устранилась, и работу ФАС, по сути, ведет в одиночку.
* Решение сырьевых внутриструктурных проблем. Речь идет о том, что зачастую компании, которые хотят инвестировать в отрасль, сталкиваются с тем, что, выигрывая аукцион на недра, обнаруживают, что земля над этими недрами скуплена близкими к региональным или местным администрациям структурами. Такого быть не должно, и здесь определенные меры будут приняты.
* Решение проблемы свободного перемещения цемента - это тоже прерогатива деятельности ФАС. Наблюдается тенденция, при которой региональные администрации, особенно в период сезонного дефицита цемента, пытаются препятствовать вывозу цемента за пределы своей территории. Эти факты ФАС будет пресекать, и по тем из них, которые подтвердятся, будут возбуждаться дела, поскольку это нарушение Конституции Российской Федерации, которая гарантирует единое свободное экономическое пространство России.
* Решение проблемы нехватки грузовых вагонов. Предприятия столкнулись с такой проблемой, даже несмотря на то, что выпуск грузовых вагонов в России увеличивается год от года. Здесь необходимы координированные усилия РЖД, крупнейших производителей подвижного состава и цементных предприятий.
* Оптимизация прямых продаж цемента населению. Цемент, продающийся в розницу, стоит от б до 10 тысяч рублей за тонну, поэтому ликвидация класса посредников и неоправданных наценок, в первую очередь для широких слоев населения, которые покупают цемент для дачного, приусадебного строительства, также необходима. Здесь возможен целый комплекс мер, в частности компания "Евроцемент" под определенным воздействием ФАС начала строительство большого терминала на предприятии "Кавказцемент" по автоматической расфасовке цемента, что снизит его стоимость.
* Привлечение в Россию крупнейших мировых производителей цемента. Необходимы определенные усилия Правительства Российской Федерации, с тем чтобы дать понять крупнейшим мировым производителям, что условия в России благоприятны не только с экономической, но и с политической точки зрения. Представляется, что со временем в России должны быть представлены все крупнейшие мировые производители цемента.
Последовавшее за докладом представителя ФАС обсуждение открыл президент
АРС Николай Кошман, выразив свое несогласие с позицией ФАС в части того, что отрасль стройматериалов забыта в рамках Национального проекта. В свое время проект программы развития промышленности строительных материалов был разработан компанией "ИНТЕКО", но судьба ее оказалась печальной. Также президент АСР выразил сомнение в эффективности отмены пошлин и работы биржи.
Отвечая на эти замечания, Алексей Ульянов посетовал, что разработано у нас много всего, но реальных рычагов, чтобы привлечь внимание к отрасли строительных материалов, так и не появилось.
Что касается пошлин, в первую очередь они будут иметь психологический эффект, но даже небольшие партии цемента, которые придут в Россию в летний сезон дефицита, могут сыграть определенную стабилизирующую роль в части цены. Кроме того, до 1 млн. тонн цемента из России уходит в Казахстан, и если этот 1 млн. тонн благодаря вывозным пошлинам появится летом в России, это будет иметь очень большой эффект.
Отвечая на претензии по поводу работы биржи, А. Ульянов заметил присутствующим, что он лично был на бирже и проводил проверку и ее работы, и работы брокеров. Был выявлен ряд нарушений и ряд факторов, способствующих спекулятивному вздуванию цен, после чего бирже были даны определенные рекомендации. Самое интересное, что крупные строительные компании и производители цемента в биржевых торгах не участвуют, и противовеса "Евроцементу" до сих пор не появилось.
Заместитель руководителя "ИНТЕКО" по Национальному проекту "Доступное жилье" Вадим Догадайло прокомментировал ситуацию с программой развития стройиндустрии. По его словам, в 2008 году программа была разработана и была в Минрегионе, где более полутора лет пролежала под сукном. Единственная радость, что в конце 2009 года благодаря поручениям Дмитрия Медведева об этой программе вспомнили и взяли в работу.
Кроме того, работу в строительной отрасли осложняет отсутствие профильного федерального министерства строительства. Это большая проблема, потому что частному бизнесу, когда речь идет о частногосударственном партнерстве, не с кем общаться. Это же является большим тормозом для корректировки и принятия стратегии развития промышленности строительных материалов, где развитие цементной промышленности является отдельным большим блоком. Очевидно, что без принятия этой программы строительная отрасль и цементная отрасль развиваться не смогут.
М. Викторов напомнил, что два-три года назад строительное сообщество, и в частности Российский Союз строителей, говорило о необходимости отмены пошлин, причем это надо было делать гораздо раньше, предупреждая все нынешние события. То же самое относится и к развитию базы стройиндустрии, и к системному подходу развития отрасли. Очевидно, что системную программу надо максимально активно и оперативно принимать. Единственное, что хотелось бы отметить, - крайне важно, чтобы в программе были отражены и возможности развития регионов, потому что многие рынки - региональные. Но если показатель объема жилищного строительства - это некий контролируемый фактор со стороны федерального уровня, и работа губернатора оценивается в том числе по количеству сданных метров, то стройиндустрии в этом показателе нет, а она должна обязательно появиться.
Михаил Викторов отметил, что было бы хорошо, если бы в течение трех-пяти лет на национальном цементном рынке сформировались и три-четыре мощных флагмана, и не менее 30-40 региональных операторов. Здесь ключевую роль могли бы сыграть крупные холдинги, обладающие и производственными, и финансовыми возможностями, и определенным опытом работы с банковским сектором.
Отдельный вопрос - качество цемента, поскольку изношенность оборудования большинства цементных заводов не позволяет выпускать действительно качественный цемент, а цемент, ввозимый из Турции и Китая, далеко не всегда соответствует российским требованиям.
Те темпы роста строительства, строительный бум, который наблюдался в России, строительные программы, которые реализовывало Правительство, говорили о том, что где-то к 2010-му году мы однозначно столкнемся с дефицитом цемента. Эта ситуация будет особенно усугубляться в период летнего строительства, и все мощности не смогут полностью обеспечить потребности строителей. Этот прогноз, к сожалению, подтвердился.
Еще один прогноз компания составляла относительно роста цен на цемент, и по всем показателям он должен был бы составить максимум 35% в год. Но вот здесь реальность превзошла все ожидания - рост цен с 2007 года составил более 300%, а в розничной торговле - еще больше. Георгий Иванин полагает, что меры, которые предлагает ФАС в ограничении экспорта и поощрении импорта цемента, могут локально помочь, но в долгосрочном плане это вряд ли решит всю проблему. Единственный выход - нужно строить цементные заводы.
Лев Кройчук, представитель НИИ "Цемент", отметил, что цементного машиностроения в России практически нет, некому, например, производить огромные цементные мельницы. Но, с его точки зрения, на первом этапе решить проблему дефицита цемента можно было бы через создание сети помольных установок - и оборудование в них попроще, и распределить их по территории регионов можно было бы достаточно равномерно.
Кроме того, в нашей стране производится бездобавочный портландцемент, который очень любят строители, но никто не представляет себе, насколько это дорогое удовольствие. А ведь такую роскошь себе не позволяет ни одно европейское государство. В Германии, одном из ведущих производителей цемента в мире, производится только многокомпонентный цемент.
По мнению Льва Кройчука, эту политику тоже нужно менять, потому что в стране есть и шлаки, и отходы глиноземного производства, и еще много чего, что может быть введено в цемент. Таким образом, без вреда для качества продукции можно обеспечить увеличение выпуска цемента.
Руководитель блока промышленности строительных материалов ЗАО "Интеко" Михаил Богуш уверен: тот, кто надеется решить проблему дефицита закупкой цемента за границей, - ошибается, потому что например, в той же Украине в скором времени будет реальный дефицит цемента. Доставлять же цемент морем из дальних стран тоже очень дорого - это потребует огромных капвложений для строительства перегрузочных мощностей, которых пока попросту не существует.
Самый верный путь - развивать строительство отечественных цементных заводов, и компания "Интеко" имеет свою стратегию в области развития цементного бизнеса. С другой стороны, по словам М. Богуша, отечественное машиностроение фактически умерло, это же касается и цементной промышленности. Очевидно, что предприниматели, которые реально хотят строить цементные заводы, безусловно, будут закупать оборудование за границей. Такая вот непростая ситуация.
На этой ноте "круглый стол" подошел к концу. Не все проблемы, конечно, были решены, но радует то, что за один "круглый стол" садятся люди, заинтересованные в развитии отечественной цементной отрасли. Значит, диалог еще продолжится, положительное решение будет принято, заработают программы, и мы перестанем вскоре упоминать всуе и цементный кризис, и цементный тупик.
В обсуждении приняли участие начальник Управления контроля промышленности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Алексей Ульянов, генеральный директор Российского Союза строителей Михаил Викторов, директор аналитического управления инвестиционной группы "Антанта ПиоГлобал" Георгий Иванин, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института цементной промышленности Яков Крайчук, президент Ассоциации строителей России Николай Кошман, заместитель руководителя закрытого акционерного общества "Интеко" по Национальному проекту "Доступное жилье" Вадим Догадайло и руководитель блока промышленности строительных материалов ЗАО "Интеко" Михаил Богуш.
Открыл "круглый стол" начальник Управления контроля промышленности Федеральной антимонопольной службы Алексей Ульянов. По его словам, Федеральная антимонопольная служба занимается цементом давно и достаточно системно. Три года назад было возбуждено дело в отношении компании "Евроцемент груп", которое после серии судебных разбирательств закончилось подписанием мирового соглашения о признании вины этой компании и выплатой в бюджет суммы, превышающей 10 млн. долларов - 267 млн. рублей. На сегодняшний день - это крупнейший антимонопольный штраф, выплачиваемый какой-либо российской компанией.
Подписание мирового соглашения дало толчок новому этапу в развитии цементной отрасли в целом, потому что ФАС предписала компании начать биржевую торговлю. Этот эксперимент, можно сказать, удался, потому что сегодня в торгах участвуют уже около десяти производителей цемента, и более 20% объемов произведенного цемента в России проходит через биржу. Конечно, возникает вопрос о ценах, и факт, что в 2009 году рост цен составил порядка 80%, не может не беспокоить. С другой стороны, сокращение поставок цемента не наблюдается, напротив, по предварительным итогам цементная промышленность демонстрирует десятипроцентный рост. Таким образом, производство стройматериалов в целом, и цементная отрасль в частности, наряду с машиностроением выступают сегодня одним из локомотивов роста промышленности в России.
Очевидно, что сейчас есть смысл сконцентрироваться на решении системных структурных вопросов, то есть лечить не симптомы, а заболевание, в чем ФАС активно участвует.
ФАС предлагает свою программу
О том, что ФАС всерьез занялась цементной промышленностью, говорит сам факт наличия развернутой программы вывода этой отрасли из кризиса. Намечено десять основных вопросов, на которые необходимо обратить самое пристальное внимание.* Создание самостоятельных программ по развитию промышленности строительных материалов и цементной отрасли в рамках Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". По словам А. Ульянова, некоторые решения были приняты, но в целом отрасль оказалась забытой. Эту проблему нужно решать, и особенно она остро встает в связи с реализацией проекта "Сочи-2014".
* Меры во внешнеторговой политике, отмена ввозных пошлин на цемент. По инициативе ФАС ввозная таможенная пошлина на цемент была отменена в конце декабря 2009 года сроком на девять месяцев. Наряду с этим ФАС предлагает ввести запретительные вывозные пошлины на цемент по примеру экспортных пошлин на нефтепродукты. То есть чтобы в тот же Казахстан цемент из России не перетекал, что имеет место быть сейчас. Конечно, пошлина в 5-10%, может быть, и не будет сильно влиять на рост цен, но тем не менее определенный психологический и экономический эффект это окажет.
* Контроль за инвестиционной программой крупнейших производителей цемента, прежде всего тех, кто занимает доминирующее положение на рынке. Анализ показывает, что в России существуют три межрегиональных крупных центра по производству цемента - это Европейская часть, где доминирует "Евроцемент"; Сибирь, где доминирует группа "Сибирский цемент", и южная часть Дальнего Востока, где доминирует группа "Спасскцемент". ФАС считает, что необходимо ввести жесткий контроль за реализацией инвестиционных программ этих компаний, с тем чтобы прибыли шли на обновление, модернизацию и увеличение выпуска продукции.
Сейчас в отрасли реализуется более пятидесяти проектов по модернизации и строительству заводов, интерес к этой отрасли растет, и сегодня только ленивый в России не объявил о том, что он хочет заниматься цементом, считает представитель ФАС. Тот факт, что на аукционе в Ростовской области выставленный за 1, 8 млн. рублей участок ушел по цене 700 млн. рублей, говорит о многом.
* Совершенствование биржевой торговли цементом. Пока нормативной базы в этой области не существует, но ФАС предписала тем биржам, которые осуществляют торговлю цементом, определенные правила игры. К ним относятся приостановка торгов при росте цены более чем на 15%, количество участников торгов не менее десяти, число сделок не менее десяти и еще целый ряд более специфичных биржевых пунктов. К сожалению, Федеральная Служба по финансовым рынкам, в ведении которой находится регулирование биржевой торговли, в данном случае от этого процесса устранилась, и работу ФАС, по сути, ведет в одиночку.
* Решение сырьевых внутриструктурных проблем. Речь идет о том, что зачастую компании, которые хотят инвестировать в отрасль, сталкиваются с тем, что, выигрывая аукцион на недра, обнаруживают, что земля над этими недрами скуплена близкими к региональным или местным администрациям структурами. Такого быть не должно, и здесь определенные меры будут приняты.
* Решение проблемы свободного перемещения цемента - это тоже прерогатива деятельности ФАС. Наблюдается тенденция, при которой региональные администрации, особенно в период сезонного дефицита цемента, пытаются препятствовать вывозу цемента за пределы своей территории. Эти факты ФАС будет пресекать, и по тем из них, которые подтвердятся, будут возбуждаться дела, поскольку это нарушение Конституции Российской Федерации, которая гарантирует единое свободное экономическое пространство России.
* Решение проблемы нехватки грузовых вагонов. Предприятия столкнулись с такой проблемой, даже несмотря на то, что выпуск грузовых вагонов в России увеличивается год от года. Здесь необходимы координированные усилия РЖД, крупнейших производителей подвижного состава и цементных предприятий.
* Оптимизация прямых продаж цемента населению. Цемент, продающийся в розницу, стоит от б до 10 тысяч рублей за тонну, поэтому ликвидация класса посредников и неоправданных наценок, в первую очередь для широких слоев населения, которые покупают цемент для дачного, приусадебного строительства, также необходима. Здесь возможен целый комплекс мер, в частности компания "Евроцемент" под определенным воздействием ФАС начала строительство большого терминала на предприятии "Кавказцемент" по автоматической расфасовке цемента, что снизит его стоимость.
* Привлечение в Россию крупнейших мировых производителей цемента. Необходимы определенные усилия Правительства Российской Федерации, с тем чтобы дать понять крупнейшим мировым производителям, что условия в России благоприятны не только с экономической, но и с политической точки зрения. Представляется, что со временем в России должны быть представлены все крупнейшие мировые производители цемента.
Короткая схватка на цементном поле
Последовавшее за докладом представителя ФАС обсуждение открыл президент
АРС Николай Кошман, выразив свое несогласие с позицией ФАС в части того, что отрасль стройматериалов забыта в рамках Национального проекта. В свое время проект программы развития промышленности строительных материалов был разработан компанией "ИНТЕКО", но судьба ее оказалась печальной. Также президент АСР выразил сомнение в эффективности отмены пошлин и работы биржи.
Отвечая на эти замечания, Алексей Ульянов посетовал, что разработано у нас много всего, но реальных рычагов, чтобы привлечь внимание к отрасли строительных материалов, так и не появилось.
Что касается пошлин, в первую очередь они будут иметь психологический эффект, но даже небольшие партии цемента, которые придут в Россию в летний сезон дефицита, могут сыграть определенную стабилизирующую роль в части цены. Кроме того, до 1 млн. тонн цемента из России уходит в Казахстан, и если этот 1 млн. тонн благодаря вывозным пошлинам появится летом в России, это будет иметь очень большой эффект.
Отвечая на претензии по поводу работы биржи, А. Ульянов заметил присутствующим, что он лично был на бирже и проводил проверку и ее работы, и работы брокеров. Был выявлен ряд нарушений и ряд факторов, способствующих спекулятивному вздуванию цен, после чего бирже были даны определенные рекомендации. Самое интересное, что крупные строительные компании и производители цемента в биржевых торгах не участвуют, и противовеса "Евроцементу" до сих пор не появилось.
Заместитель руководителя "ИНТЕКО" по Национальному проекту "Доступное жилье" Вадим Догадайло прокомментировал ситуацию с программой развития стройиндустрии. По его словам, в 2008 году программа была разработана и была в Минрегионе, где более полутора лет пролежала под сукном. Единственная радость, что в конце 2009 года благодаря поручениям Дмитрия Медведева об этой программе вспомнили и взяли в работу.
Кроме того, работу в строительной отрасли осложняет отсутствие профильного федерального министерства строительства. Это большая проблема, потому что частному бизнесу, когда речь идет о частногосударственном партнерстве, не с кем общаться. Это же является большим тормозом для корректировки и принятия стратегии развития промышленности строительных материалов, где развитие цементной промышленности является отдельным большим блоком. Очевидно, что без принятия этой программы строительная отрасль и цементная отрасль развиваться не смогут.
Системный подход рсс
Генеральный директор Российского Союза строителей Михаил Викторов поддержал создание в Федеральной антимонопольной службе Совета по вопросам строительства. Но, к сожалению, собирался он пока всего два раза, а после мощнейшей критики биржевых торгов Совет как-то совсем "утих". Тем не менее это хорошая площадка, на которой можно было бы обсуждать помимо ситуации с цементом и другие угрозы по различным направлениям номенклатуры стройиндустрии.М. Викторов напомнил, что два-три года назад строительное сообщество, и в частности Российский Союз строителей, говорило о необходимости отмены пошлин, причем это надо было делать гораздо раньше, предупреждая все нынешние события. То же самое относится и к развитию базы стройиндустрии, и к системному подходу развития отрасли. Очевидно, что системную программу надо максимально активно и оперативно принимать. Единственное, что хотелось бы отметить, - крайне важно, чтобы в программе были отражены и возможности развития регионов, потому что многие рынки - региональные. Но если показатель объема жилищного строительства - это некий контролируемый фактор со стороны федерального уровня, и работа губернатора оценивается в том числе по количеству сданных метров, то стройиндустрии в этом показателе нет, а она должна обязательно появиться.
Михаил Викторов отметил, что было бы хорошо, если бы в течение трех-пяти лет на национальном цементном рынке сформировались и три-четыре мощных флагмана, и не менее 30-40 региональных операторов. Здесь ключевую роль могли бы сыграть крупные холдинги, обладающие и производственными, и финансовыми возможностями, и определенным опытом работы с банковским сектором.
Отдельный вопрос - качество цемента, поскольку изношенность оборудования большинства цементных заводов не позволяет выпускать действительно качественный цемент, а цемент, ввозимый из Турции и Китая, далеко не всегда соответствует российским требованиям.
Путь один - строить заводы?
Итогами полномасштабного исследования цементного рынка России с участниками "круглого стола" поделился директор аналитического управления инвестиционной группы "Антанта Пиоглобал" Георгий Иванин. Он заметил, что при исследовании упор делался на инвестиционную привлекательность цементной отрасли с точки зрения строителей и производителей цемента. Все показатели в 2007 году обещали грядущий дефицит цемента в ближайшие два года, что подтверждалось сухими статистическими данными.Те темпы роста строительства, строительный бум, который наблюдался в России, строительные программы, которые реализовывало Правительство, говорили о том, что где-то к 2010-му году мы однозначно столкнемся с дефицитом цемента. Эта ситуация будет особенно усугубляться в период летнего строительства, и все мощности не смогут полностью обеспечить потребности строителей. Этот прогноз, к сожалению, подтвердился.
Еще один прогноз компания составляла относительно роста цен на цемент, и по всем показателям он должен был бы составить максимум 35% в год. Но вот здесь реальность превзошла все ожидания - рост цен с 2007 года составил более 300%, а в розничной торговле - еще больше. Георгий Иванин полагает, что меры, которые предлагает ФАС в ограничении экспорта и поощрении импорта цемента, могут локально помочь, но в долгосрочном плане это вряд ли решит всю проблему. Единственный выход - нужно строить цементные заводы.
Лев Кройчук, представитель НИИ "Цемент", отметил, что цементного машиностроения в России практически нет, некому, например, производить огромные цементные мельницы. Но, с его точки зрения, на первом этапе решить проблему дефицита цемента можно было бы через создание сети помольных установок - и оборудование в них попроще, и распределить их по территории регионов можно было бы достаточно равномерно.
Кроме того, в нашей стране производится бездобавочный портландцемент, который очень любят строители, но никто не представляет себе, насколько это дорогое удовольствие. А ведь такую роскошь себе не позволяет ни одно европейское государство. В Германии, одном из ведущих производителей цемента в мире, производится только многокомпонентный цемент.
По мнению Льва Кройчука, эту политику тоже нужно менять, потому что в стране есть и шлаки, и отходы глиноземного производства, и еще много чего, что может быть введено в цемент. Таким образом, без вреда для качества продукции можно обеспечить увеличение выпуска цемента.
Руководитель блока промышленности строительных материалов ЗАО "Интеко" Михаил Богуш уверен: тот, кто надеется решить проблему дефицита закупкой цемента за границей, - ошибается, потому что например, в той же Украине в скором времени будет реальный дефицит цемента. Доставлять же цемент морем из дальних стран тоже очень дорого - это потребует огромных капвложений для строительства перегрузочных мощностей, которых пока попросту не существует.
Самый верный путь - развивать строительство отечественных цементных заводов, и компания "Интеко" имеет свою стратегию в области развития цементного бизнеса. С другой стороны, по словам М. Богуша, отечественное машиностроение фактически умерло, это же касается и цементной промышленности. Очевидно, что предприниматели, которые реально хотят строить цементные заводы, безусловно, будут закупать оборудование за границей. Такая вот непростая ситуация.
На этой ноте "круглый стол" подошел к концу. Не все проблемы, конечно, были решены, но радует то, что за один "круглый стол" садятся люди, заинтересованные в развитии отечественной цементной отрасли. Значит, диалог еще продолжится, положительное решение будет принято, заработают программы, и мы перестанем вскоре упоминать всуе и цементный кризис, и цементный тупик.
Похожие новости:
- Повлияет ли финансовый кризис на строительство?
- Немецкая компания возобновить строительство цементного завода в Оренбургской области
- В случае наступления второй волны кризиса в 2012 году рынок кирпича сильно пострадает
- Трубопроводы из пп: не мода, а необходимость
- Немцы инвестировали 4 млрд. рублей в цементный завод в г. Сланцы
- Системы безопасности и охранных услуг России: тенденции роста
Ваше мнение:
LobzikovRU
Популярные новости
- О долговой политике России в условиях выхода из кризиса
- Арматура A - III и А500С. Отличаем по внешним признакам
- Международный праздник света в Москве
- Основные причины аварий башенных кранов и меры для их устранения
- Вступление России в ВТО: новая страшилка или реальная угроза для строительного бизнеса
- Строительный контроль: советы начинающим