Наверх

Трущобы: сделано в России

В Росстрое в рамках празднования Всемирного дня ХАБИТАТ состоялось заседание российского отделения этой организации. Проблемы развития городов, которыми и занимается ХАБИТАТ, не чужды России, особенно в той их части, которая касается трущоб или, как принято говорить у нас, ветхого и аварийного жилья.

Государства всего мира обеспокоены состоянием и судьбой городских трущоб

- во многих крупных городах, в том числе и столичных, этот неприглядный сектор городской среды занимает весьма большое место. Особенно это характерно для государств Латинской Америки и Африки, где сам климат позволяет возникать домикам из фанеры и картона, лишенным каких бы то ни было удобств.

Одна из целей деятельности ХАБИТАТ на ближайшие годы - разработка рекомендаций для городов и государств по ликвидации этих трущоб, чтобы земляне XXI века жили в достойном комфортабельном жилье.

Однако для нас весьма интересным является, по моему мнению, международное определение того, какое жилье может быть отнесено к трущобам. По международным нормам таким словом называется любое жилье, лишенное газа, воды и канализации. Если эти стандарты применить к России, то окажется, - и международные эксперты это озвучили

- что 2/3 российского жилого фонда относится к категории трущоб.

Что же сюда можно отнести? Прежде всего весь так называемый частный сектор жилья, а именно деревянные дома, по своим удобствам и площади, мало чем отличающиеся от изб более-менее зажиточных крестьян XVIII - XIX веков: печное отопление, вода в колодце или в лучшем случае из колонки, туалет и прочие удобства - во дворе. Практически во всех российских городах, за исключением двух столиц - Санкт-Петербурга и Москвы - наличествует этот самый частный сектор, но ни в одной федеральной программе о миллионах людей, проживающих в средневековых строениях, речи в принципе не идет. У нас почему-то всегда говорится о многоэтажном муниципальном жилье, которое нужно строить, эксплуатировать и сносить по мере необходимости. О частном жилье не вспоминает никто!

Правда, у нас есть отличия от южно-американских и африканских трущоб - наши трущобы, как правило, усадебного типа - то есть при каждом строении есть свой кусочек земли для выращивания картошки и прочей снеди. Но этот надел не может изменить самой сущности городского частного дома - это строение, полностью лишенное всех современных коммуникаций, за исключением электричества. Если российское отделение ХАБИТАТ об этом не помнит, не знает и не говорит - оно не представляет истинного положения дел в городах, находящихся за Московской и Санкт-Петербургской кольцевой дорогой.

Можно, конечно, возразить, что земля в настоящее время - это капитал, который нужно правильно реализовать, и если заложить земельный участок, то на эти средства можно построить хороший дом. Но кто же будет закладывать землю? Старики, доживающие свой век в этих домах? Молодежь, как правило, в принципе не разбирающаяся в земельном и имущественном праве? И откуда на участке возьмутся коммуникации, если их на данной улице или в данном районе города не существует в принципе? При таком понимании и отношении как властных структур, так и общественных организаций трущобы в наших городах будут существовать всегда.

Кроме того, есть еще более страшные места, очень близкие тому, с чем борются в Африке - это старые (более 50 лет) двухэтажные дома, построенные из кирпича, дерева и камышовых матов, имеющие печное отопление и те же самые воду и туалет во дворе. У жильцов этих домов нет даже клочка земли! И это тоже трущобы, потому что никаким другим словом эти дома назвать нельзя. В каждом районном центре России можно найти от 10 до нескольких десятков таких домов - и они стоят, и будут еще стоять очень долго.

Да, в России принята программа ликвидации ветхого и аварийного жилья, но только богатые города, такие, как Москва или Казань, могут позволить себе реализовывать ее в необходимых масштабах. Для расселения муниципальных трущоб требуется новое жилье, а его строительство в регионах исчезающе мало. Есть сотни средних и малых городов России, где за последние 15 лет не было построено ни одного муниципального дома. Российские города бедны, а программы, подобные ипотечному кредитованию, не помогут решить им проблему ветшающего и рассыпающегося жилищного фонда.

Программы ХАБИТАТ во всем мире помогают гармоничному развитию городской среды. В этой организации нет денег, но есть идеи, как обустроить города, как предоставить их жителям достойные и комфортные условия проживания, как сформировать законодательную базу для создания правильного городского пространства. Представляется, что наряду с Африкой и Латинской Америкой "горячей точкой" для ХАБИТАТ должна стать и Россия. Главное - перестать скрывать масштабы ветшания городов и признать, что программа ликвидации ветхого и аварийного жилья в нынешнем виде и при нынешних темпах реализации будет только усугублять деградацию городской среды.

И самое главное: вспомнить, наконец, что кроме Москвы и еще нескольких десятков крупных городов в России существуют тысячи городишек, жители которых также хотят жить достойно и комфортно. Именно для них и должны работать программы ХАБИТАТ в России.


Ваше мнение:


Введите код: