У малой энергетики - большие перспективы
"Если мы оперативно не создадим в России национальную систему автономного энергообеспечения на основе переработки местных ресурсов с использованием отечественного оборудования и современных энергосберегающих технологий, не получим государственную поддержку этого благого дела, то в жилищно-коммунальной сфере получим очень много проблем". Такое твердое убеждение выразил депутат Госдумы РФ, член Комитета по энергетике, транспорту и связи Валентин Иванов, И с этим утверждением согласились все участники расширенного совещания Рабочей группы Совета по федеральным и региональным программам при Председателе Совета Федерации на тему: "Механизмы формирования центров муниципальной энергетики с возможностью переработки местных сырьевых ресурсов".
Какие факторы стимулируют развитие муниципальной и малой энергетики? Среди основных первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Валентин Межевич назвал появление новых высокоэффективных технологий, рост доли высококачественных ресурсов, прежде всего газа, ужесточение экологических требований, стимулирующих использование возобновляемых ресурсов (гидроэнергии, геотермальных вод, ветра, биомассы). Главная проблема - энергоснабжение северных регионов. Расходы бюджетов всех уровней свыше 500 млрд. руб. Транспортные расходы на доставку дизельного топлива предопределяют очень высокую себестоимость производства электрической энергии. В то же время строительство ветроэнергетических установок, малых объектов электроэнергетики, позволяет окупить затраты в течение 4 - б лет.
По его мнению, без подготовки и принятия федерального закона "О малой энергетике" , регулирующего весь комплекс правоотношений, возникающих в связи с производством и эксплуатацией автономных энергоустановок на всех видах топлива, не обойтись. Необходимо принять Федеральную целевую программу "Муниципальная энергетика" для государственного финансирования строительства и реконструкции этих объектов. "Если это удастся, то у нас в руках будет серьезный козырь для многолетнего финансирования наших проектов".
В настоящее время сложились достаточно благоприятные финансовые и экологические предпосылки для создания малых объектов муниципальной энергетики как с использованием природного газа, так и местных сырьевых ресурсов, заявил руководитель Рабочей группы по муниципальной энергетике Совета по федеральным и региональным программам при Председателе Совета Федерации Сергей Ложкин.
В свете реализуемой национальной программы выделена подпрограмма "Реформирование ЖКХ" , в которой намечен ряд мероприятий, касающихся развития муниципальной энергетики.
"Выступая на одном из совещаний, Владимир Путин заявил, что России необходимы прорывные энергетические программы. Я не буду говорить об атомных станциях. Мы знаем, что их строительство обходится дорого, они долго строятся и нескоро окупаются. Наши же материалы и рекомендации, которые мы будем рассылать в регионы, предполагают куда более короткие сроки и введения в эксплуатацию, и окупаемости самих проектов".
Сергей Ложкин сообщил, что рабочая группа работает в тесном контакте с Минрегионразвития России. Он призвал принять участие в конкурсе инвестиционных проектов, проводимом Минэкономразвития РФ в первом квартале 2006 г. , для возможности получения целевого государственного финансирования. "Министр Владимир Яковлев так и заявил, что дотации из бюджета на развитие ЖКХ будут заменять на направленное инвестиционное финансирование. То есть деньги не будут размазывать на латание крыш, труб, теплотрасс и т. д. А именно направлять на те проекты, которые быстро вводятся, окупаются и дают должный эффект - и политический, и социальный, и экономический".
В связи с этим необходимо срочно (до 15 февраля) подготовить документы (ТЭО, бизнес-план проекта, разрешительные документы по согласованию техусло-вий), которые вместе с учредительными документами инициаторов проектов и заявкой необходимо через Рабочую группу Совета по федеральным и региональным программам передать в комиссию конкурса. Совместно с одной или несколькими проектно-инжиниринговыми компаниями, входящими в состав Рабочей группы Совета, необходимо установить ориентировочную стоимость проекта, предложить варианты оптимальной комплектации оборудованием исходя из необходимых нагрузок, видов топлива и других технико-экономических решений, в том числе с максимальным использованием местных сырьевых ресурсов и отходов жизнедеятельности (низкосортные бурые угли, сланцы, торф, угленефтешламы, твердо-бытовые отходы и т. д. ). Одновременно провести предварительные расчеты окупаемости проекта и возвратности заемных средств.
При положительном решении по проектам сводные данные будут направляться в Минэкономразвития и торговли, Министерство финансов для последующего бюджетного финансирования как из федерального, так и регионального уровней.
Руководитель рабочей группы выразил надежду, что в каждом регионе будет два-три таких проекта. Но предупредил, что финансироваться будут не все проекты, а только самые конкретные и серьезные. (От ред. : контактные телефоны руководителя Рабочей группы Совета по федеральным и региональным программам при Председателе Совета Федерации: тел. 509-62-58, моб. 8-909-159-36-36. )
"Нынешнее состояние энергетики сдерживает реализацию Национальной программы "Доступное жилье" , - сказал Сергей Ложкин. - И мы будем пытаться снижать тарифы на услуги ЖКХ, предоставляя более дешевое оборудование, с привлечением лизинговых компаний (до 15 компаний). На каждый проект мы хотим найти стратегического инвестора. Это в том случае, если на месте нет 100 %-ной уверенности, что проект будет профинансирован".
В качестве примера он привел Калужскую область. Здесь имеются миллиарды тонн низкокалорийного угля, торфа, отходов деревообработки. И все это не используется, гниет, за что платятся колоссальные штрафы. А ведь от эффективного использования всего этого можно было бы получать очень дешевую электроэнергию - 20 - 30 коп. за кВт.
Заместитель председателя Комитета по экономической политике Московской областной Думы Сергей Захаров заявил, что решением проблем малой энергетики в Московской области занимаются более 4 лет. Технологий развития малой энергетики очень и очень много, но внедрению проектов по развитию муниципальной энергетики мешает отсутствие нормативно-правовой базы, а также монополизм российских энергетиков. Он так и заявил, что дешевая электроэнергия российским энергетикам сегодня не нужна.
Сергей Захаров сообщил, что один из источников доходов в бюджет является получение платы за размещение отходов. В Московской области под действие Закона об отходах производства и потребления подпадает 150 тысяч предприятий. "Как вы думаете, сколько мы собираем доходов? 280 млн. руб. ! Хотя только по официальным данным, в московском регионе образуется 9 млн. т твердых бытовых отходов. Разве это не энергетический ресурс? Перерабатывается всего-навсего 3 % отходов. Что делает Москва? Пустила в эксплуатацию завод по переработке отходов на 150 тыс. т. Сейчас планируется построить еще два завода - на 200 тыс. т и на 400 тыс. т. Построенный завод обошелся в 250 млн. евро. И что вы думаете, она будет покупать российскую технологию? За 20 млн. ? Да никогда!"
Сергей Захаров рассказал о том, что конкретно делается в Московской области в этом направлении. Сегодня область стала энергодефицитным регионом. "Первое, что мы сделали, - разработали Генеральный план развития Московской области. В рамках этого плана утвердили схемы размещения объектов переработки отходов производства и потребления в области. И в следующем году в области появятся конкретные места, где будут размещены объекты малой энергетики. Один из этих комплексов будет построен в Пушкинском районе. Но самое главное: что нужно инвестору? Инвестору нужны: первое - земля и второе
- гарантия постоянного потока этого мусора. А у нас сегодня мусор везется на один полигон, завтра - на другой. Что в Москве сегодня происходит? Бюджет дотирует 1, 5 тыс. руб. за тонну на мусоросжигательном заводе. И вы думаете, там его сжигают, если размещение этого мусора на свалках в Московской области стоит 140 руб. ? Конечно же нет!"
Поэтому основной вопрос
- это совершенствование нормативно-правовой базы. При отсутствии федерального закона о порядке подключения объектов малой энергетики к электросетям заместитель председателя Комитета областной Думы Сергей Захаров предложил самостоятельно разработать такой закон в Московской области. "И такой закон мы примем. Никто не мешает сделать это в каждом регионе".
Развитие муниципальной энергетики в Москве и Московской области связано не только с переработкой мусора. Огромная проблема для этого региона - иловые осадки. Из этих осадков получаются замечательные топливные брикеты. Они изготовлены на 80 % из иловых осадков и на 20 % - из органического сырья (опилок). Брикеты горят лучше и дают больше тепла, чем уголь. Поэтому сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы наладить производство таких брикетов - либо в Люберцах, либо в Щелково.На совещании было подчеркнуто, что многие вопросы по развитию муниципальной энергетики должны решаться на уровне регионов и регулироваться законодательными актами субъектов Федерации. "От федералов мы этого не дождемся!"
***
ИЗ РЕКОМЕНДАЦИЙ Рабочей группы Совета по федеральным и региональным программам при Председателе Совета Федерации по механизму формирования объектов муниципальной энергетики с возможностью глубокой переработки местных сырьевых ресурсов.
Для реализации первого этапа в период января 2006 г. - марта 2006 г. необходимы следующие мероприятия;
1. Определить потенциальных заказчиков вышеуказанных объектов из числа наиболее устойчиво развивающихся и платежеспособных муниципальных образований вместе с заинтересованными промышленными предприятиями и коммерческими структурами на территории муниципалитетов, желающих потреблять электрическую и тепловую энергию по пониженным тарифам и выступать в роли соучредителей образуемых при муниципалитетах генерирующих объектов...
... 3. При полной обеспеченности финансовыми ресурсами у участников проекта создать генерирующую компанию с распределением, долей в уставном фонде, взносами в виде имущества и денежных средств для заключения договоров по проведению реконструкции или строительству объектов с последующей их эксплуатацией, а также распределением объемов потребляемых ресурсов между учредителями...
... 5. Независимо от 100 %-ного или неполного обеспечения проекта финансовыми ресурсами следует принять участие в конкурсе инвестиционных проектов, проводимом Министерством регионального развития РФ в первом квартале 2006 г. для возможности получения целевого государственного финансирования... При положительном решении по проектам сводные данные направляются в Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов РФ для последующего бюджетного финансирования как из федерального, так и из регионального уровней в соотношении 1: 1...
Одновременно планируется организация Федеральной целевой программы "Муниципальная энергетика" с гарантированным финансированием из федерального бюджета программ создания частно-государственной национальной сети автономного энергообеспечения.
За справками по всем вопросам, связанным с вышеуказанной тематикой, обращаться к руководителю Рабочей группы Совета по федеральным и региональным программам при Председателе Совета Федерации, Ложкину Сергею Григорьевичу по телефону 246-20- 17.
Похожие новости:
Популярные новости
- О долговой политике России в условиях выхода из кризиса
- Арматура A - III и А500С. Отличаем по внешним признакам
- Международный праздник света в Москве
- Основные причины аварий башенных кранов и меры для их устранения
- Вступление России в ВТО: новая страшилка или реальная угроза для строительного бизнеса
- Строительный контроль: советы начинающим