А вы знали что:

если без отверстий не обойтись, постарайтесь свести их к минимуму, например чтобы повесить акустические колонки, достаточно одного отверстия и проволочного коромысла.

Японские традиции в оформлении сада.

Мода на сады восточного стиля остается неизменной. Оформленный в этой традиции сад — это островок покоя в море повседневных стрессов и су­еты индустриальных городов. Здесь нет буйных цветовых комбинаций, эти сады воздействуют на чувства скупыми, но очень выразительными средства­ми оформления.

Поскольку такой сад предназначен для созерцательного отдыха, он дол­жен быть максимально легким в уходе и заложен с таким расчетом, чтобы больше его уже не изменять. Полюсом покоя служит здесь камень: крупные валуны, плиты, гравий.


Восточный стиль — это услада не только для глаз, но также для слуха и обо­няния. В саду обязательно должна присутствовать вода — тихо журчащие фон­танчики, мелководный прудик с зелеными прибрежными растениями.

Структурный рисунок сада определяют декоративно-лиственные виды, например функия, папоротник, клен. Уместными будут сакура, бонсай, сли­ва, вечнозеленые хвойные деревья. Устройте в глубине цветущих рододен­дронов, зеленого бамбука и разнообразных декоративных злаков небольшие укромные ниши, в которых можно отдохнуть в полном уединении. От пест­рых композиций лучше отказаться.

Каждый, кто хочет обрести душевное равновесие, найдет эту возможность в японском садике.

 

ЗАКОНЫ И ПРИЕМЫ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ

 

Знание основных законов и приемов ландшафтной архитектуры поможет увидеть достоинства вашего участка; умело использовать рельеф и природ­ные материалы; включить имеющиеся растения в общую композицию япон­ского сада. На основе знания законов колористики и перспективы вы сможете правильно подобрать сочетание тонов и нюансов окраски строений, до­рожек, декоративных элементов; создавать пейзажные картины; зрительно увеличивать глубину пространства и многое-многое другое.

На протяжении многих веков мастера садово-паркового искусства придерживались законов и правил, подсказанных им природой и общих для других видов искусства. В садах слились воедино архитектура и живопись, поэзия и музыка, но законы их построения ближе всего к законам построения пространства, т.е. к законам архитектуры. Поэтому мы говорим о ландшафтной архитектуре сада как искусстве организации окружающего пространства средствами природного ландшафта.

Естественный ландшафт формируют пять основных компонентов, тесно взаимосвязанных друг с другом: земля, вода, воздушные массы, растительность и животный мир. Мы знаем, что на Земле осталось очень мало уголков, где при­рода сохранилась в своем первозданном виде,— большинство ландшафтов ис­кусственные, созданные человеком. Поэтому садоводам, по существу создаю­щим новый искусственный ландшафт, важно использовать приемы и законы ландшафтной архитектуры — ведь это законы гармонии и красоты, законы самой природы.

И в живописи, и в ландшафтной архитектуре действуют законы перспек­тивы и колористики, законы композиции пространства — иллюзорного и реального. Под композицией вообще понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоническое единство. Иначе говоря, размещая растения и другие формы в саду, мы должны добиться такого их соотношения, которое было бы приятно глазу, вызывало бы ощущение гармонии.

Форму природных элементов можно обобщенно представить себе близкой к геометрической. Может быть линейная, плоскостная и объемная форма, в зависимости от соотношения ее измерений. В линейной преобладает одно измерение над двумя другими, предельно малыми; в плоскостной — относитель­но равны два измерения при подчиненно малой величине третьего; в объ­емной форме все измерения относительно близки по величине. Обратите внимание на характерные объемные формы крон деревьев различных пород. Их можно представить себе как тела вращения — шары, конусы, параболои­ды. По сравнению с ними низкие массивы цветников выглядят как плоскости (плоскостная форма). Линейной формой, которая неизменно присутствует во многих элементах сада, можно считать дорожки, бордюры, ограждение сада.

Составляя группу из деревьев и кустарников, мы часто пользуемся контрастным соотношением их форм (высокий — низкий, большой — маленький, пирамидальный — шаровидный и т. д.). Неизбежные в саду прямые дорожки, связывающие разные точки сада по кратчайшим направлениям, геомет­рически правильные грядки сочетаются с округлыми очертаниями'цветни­ка; желательная в связи с условиями ухода посадка яблонь по прямой линии уравновешивается введением живописных групп цветущих кустарников; же­сткость границ участка уживается со свободными, мягкими линиями бере­гов маленького бассейна. Это все примеры соотношения форм по геометри­ческому строению и по величине. Но мы их размещаем в пространстве сада и получаем при этом три вида пространственной композиции: фронтальную, объемную и глубинно пространственную.

Во фронтальной композиции, развернутой в ширину, как правило, не выражены два других измерения. Это своего рода плоскостная декорация. Объемная композиция имеет формы, ярко выраженные во всех трех измерениях. В глубинно-пространственных композициях природные формы организуются в глубокие перспективы, восприятие которых в значительной степени определяется законами линейной и воздушной перспективы композиционных средств, присущих ландшафтной архитектуре так же, как и живописи.

И на картине, и в природе вы замечаете, как сходятся на горизонте ухо­дящие от вас параллельные линии. При этом все вертикальные линии ос­таются вертикальными, уменьшаясь по величине,— чем дальше они от наб­людателя, тем меньше. Можно заметить и то, что невысокие растения на переднем плане могут казаться выше и закрывать более высокие, располо­женные вдали. Этот эффект носит название линейной перспективы.

 

Воздушная перспектива — это изменение яркости и четкости предметов, а также их цвета по мере удаления от точки наблюдения.

В ландшафтном искусстве глубина пространства — это реальность, и использование законов перспективы (уменьшение величины предметов с их отдалением, смягчение контраста света и тени, изменение насыщенности цве­та и появление голубой дымки, окутывающей задний план пейзажа) помогает созданию необходимой иллюзии углубления или, наоборот, сокращения пространства.

Чтобы зрительно увеличить глубину пространства, когда размеры сада ограничены, можно создать систему промежуточных планов из растений (их называют кулисами), которые направляют взгляд к горизонту. Для увеличения глубины пейзажа можно размещать группы деревьев и кустарников так, чтобы по мере удаления от зрителя их размеры сокращались.

Противоположная задача - оптическое сокращение пространства - обыч­но возникает, когда садовод хочет включить окружающий ландшафт в пространство своего участка. Для этого увеличивают количество кулис и после­довательно расширяют обзор, раздвигая их в стороны.

Забор, особенно высокий и глухой,- серьезное препятствие в установле­нии прямого контакта между вашим садом и окружающей природой. Его можно замаскировать растениями.

Эффект воздушной перспективы основан на законах восприятия цвета и его эмоционального воздействия на человека.

Постоянно сменяется окраска растений, но в колорите сада важен и цвет поверхности земли (черный пар или газон, мощеные дорожки и площадки), и цвет неба, в том числе и отраженного в воде, и, конечно, цвет окрашенного вами дома, сарая, садовой мебели. Главное, чтобы не создавалось впечатле­ние излишней пестроты, хаоса красок.

Цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях и стро­ятся по правилам цветовой гармонии — либо на основе контраста, либо как гамма оттенков одного цвета.

В спектральном круге последовательно представлены красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, пурпурный цвета. В при­роде мы редко видим такие яркие краски. Чтобы бледно-красные цветы смот­релись более нарядно и насыщенно, разместим их рядом с зеленым газоном; желтые включим в композицию с фиолетовыми на миксбордере. Методом подбора цветовых компонентов можно снизить насыщенность какого-либо цвета, разместив, например, рядом с яркосиним растением красное. При со­четании нескольких цветов ощущение насыщенности каждого из них тоже уменьшается, и тем больше, чем ближе цвета располагаются в цветовом круге. Любопытно, что все светлые тона кажутся легкими, все темные — тяжелы­ми. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет воспринимается тоже как легкий, парящий.

Планируя свой сад, следует задуматься о цветовом контрасте, который учитывается в ландшафтном проектировании, особенно при составлении

цветников.

Например, на красном фоне оранжевый цвет выглядит как желтый; желтый - как зеленый, а зеленый заметно голубеет. На ярко-зеленом фоне крас­ный и синий цвета приобретают фиолетовый оттенок, желтый становится

почти оранжевым.

Нужно уметь использовать и нейтральные тона - белый, черный, серый. Белый цвет как контраст со всеми темными оттенками вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях. Черный цвет, напротив, уменьшает объемность и усиливает действие теплых тонов -желтого и красного. Обратите внимание на то, что все теплые тона при днев­ном освещении производят впечатление близких. Это цвета переднего пла­на, как бы приближающиеся к нам.

 

Про  Холодные цвета, напротив, отдаляются, их используют для передачи глубины пространства. Чистые и сочные тона в отдалении стушевываются в голубой дымке. Синие и голубые тона при этом не изменяют своего цвета. Они даже несколько сгущаются при удалении. На этом и основан прием размещения на дальнем плане холодных сине-голубых оттенков. Такой же эффект удаления создаст размещение на заднем плане темных хвойных и лиственных пород, синих и голубых пятен цветников.

Немногие замечают, что в сумерках эти соотношения меняются. Синий и зеленый цвета производят впечатление светлых, находящихся на переднем пла­не; красный и желтый — более отдаленных и глубоких. Во многом эти эффекты зависят и от загрязненности воздуха, насыщенности его водяными парами.

Вообще цветовая палитра сада насчитывает около 130 оттенков. Общий же колорит пейзажей меняется не три раза в году, как считают многие, а не менее девяти раз. С течением времени происходит полная смена окраски сада — с ранней весны до поздней осени вы можете наблюдать нюансную, на первый взгляд, малозаметную смену общего колорита сада: ранняя весна (март — начало апреля) — серовато-черный; весна (апрель—начало мая) — желтова­то-зеленый, пурпурный тон, слабо насыщенный; конец весны (май—начало июня) — нежные светло-зеленые тона; начало лета (июнь—начало июля) — насыщенный зеленый; конец лета (июль—август) — темно-зеленый колорит; осень (сентябрь—октябрь) — желтый и красный разной насыщенности; по­здняя осень (ноябрь—декабрь) — серовато-бурый; начало зимы — (декабрь-январь) — серый и серо-фиолетовый; вторая половина зимы (февраль-март) — темно-серый.

 

 

 

 

Про окраску домов и пристроек

 

Важно помнить, что в общий колорит сада входит и окраска стен дома, ограждения сада, цвет мощения дорожек и площадок, садовой мебели. Красный кирпич, теплые тона деревянных конструкций, серые оттенки бетона -все эти цвета занимают в саду должное место. Не так просто учесть динамику изменения окраски растений, но, выбирая цвет здания (или учитывая существующий), старайтесь «включиться» в цветовую гамму сада. Выбирайте цвета и оттенки, любимые вами, ласкающие ваш взгляд, и помните, что лю­бой новый цвет, внесенный в колорит сада, изменяется в зависимости от ок­раски фона. Сильнее всего работают цветовые контрасты. Например, при общем тем­ном колорите здания растения подбирайте светлые, с желто-зелеными или серебристо-серыми оттенками листвы. Хорошим контрастом в данном слу­чае будет и серый цвет мощения из бетона.

На фоне белого здания (штукатурка, неокрашенное дерево) эффектно смотрятся растения, имеющие темную листву, поглощающую часть отражен­ного света. Рядом с домом можно посадить пурпурные розы, разбить цвет­ник из красных цветов розы флорибунда, выстелить ковер из темно-зеленой стелющейся листвы барвинка. Около светлого здания должно быть темное мощение.

Если ваш дом построен из кирпича (теплые оттенки — красный, террако­товый), используйте холодные и нейтральные тона растений: сине-зеленый можжевельник, магнолию с ее серо-зеленой листвой, сизый лох.

Важна и окраска стен комнат домика, особенно тех, откуда вы будете на­блюдать свой сад. Цветовой комфорт может дать и повторение общего тона зелени в окраске стен комнаты, и введение ярких контрастов. Например, цвет обивки мебели может повторить колорит цветущих в саду растений. Так, се­ровато-зеленые оттенки листвы лоха или дерна пестролистного могут повто­риться в интерьере, в общем тоне обоев, но при этом нужно будет ввести цветовые акценты — яркие подушки на диване, занавески. С ними, в свою очередь, будут гармонировать такого же цвета (желтого, алого) контейнеры, вазоны, ящики для растений. Фиолетовой гамме обивки мебели будут соответствовать переливы цветущих флоксов; желтизне занавесок — золотистый всплеск цветков форзиции за окном.

Цвета ограды, покрытия дорожек и площадок должны включаться в общую цветовую гамму сада, а не разбивать ее, как это часто случается.

Представим себе, например, каким может быть цветовое решение в офор­млении дома и подборе растений, если садовый домик, занимающий отно­сительно большой объем и площадь сада, построен из дерева темных тонов (коричневого цвета с белыми деталями — окна, двери, карниз) и имеет тем­но-коричневую крышу.

На фоне стены эффектно будут выделяться светлая кора и зеленая листва группы берез. Посадите небольшой «букет» (два-три саженца в одну яму) не­далеко от входа. Дорожку к дому можно выложить из кирпича - ее подчер­кнет рабатка из ромашки. Оформление дома завершит группа из нескольких кустов чубушника золотисто-лестного с его пахучими белыми цветами и по­стоянной нежно-желтой окраской листвы. Совсем другим будет решение для садового домика, выполненного из силикатного кирпича или имеющего оштукатуренные белые стены. У входа мож­но посадить дерево с темной листвой - вишню или яблоню. Мощение из серых бетонных плит станет фоном для низкой живой изгороди из стриже­ного кизильника блестящего с его темной листвой, которой вы подчеркнете цоколь здания. В тени кизильник примет на себя отраженный свет от стен. Часть газона перед домом может быть заменен прекрасным почвопокровным растением — барвинком. Его темная вечнозеленая листва ранней весной бы­вает украшена многочисленными розовыми или голубыми цветками. Можно посадить здесь можжевельник с темной хвоей или куст парковых роз с неж­но карминной окраской цветков.

Еще один прием ландшафтного архитектора — использование освещенно­сти участка. С помощью светотени подчеркивается выразительность, объем­ность растительных групп. Различия в характере освещения участка, его по­строек дают определенные светотеневые эффекты.

Поверхность любого тела отражает падающие на него лучи, образуя на земле неосвещенный участок — падающую тень. На той части тел, куда не попадают световые лучи, образуется собственная тень. На освещенной час­ти изогнутой поверхности — от границы собственной тени в сторону света — образуется полутень. Наконец, в самих тенях могут возникать рефлексы — свет, отраженный от других предметов. Рефлексы особенно заметны на по­верхности блестящих предметов — там образуются еще и сверкающие пятна — блики. Эти переходы от света к тени зависят от размещения источника све­та — перед предметом, позади него или сбоку.

Когда источник света находится прямо перед объектом (фронтальное ос­вещение), светотеневые переходы выражены слабо, композиция невыразитель­на. При боковом освещении они выражены ярче, рельефнее; особенно замет­но это в вечерние и утренние часы, когда косые лучи солнца высвечивают фактуру дерева или куста. Контражур (так называется освещение, когда объект находится между источником света и наблюдателем) усиливает окраску лис­тьев и цветов, подчеркивает силуэт дерева и группы растений. Смена освеще­ния в пейзаже происходит непрерывно: фиксировать какой-либо световой эффект мы можем не более чем 25-40 минут. Однако чем длиннее день, тем продолжительнее световые эффекты.

Световой режим различен в разных географических зонах страны. На се­вере это преимущественно рассеянный, мягкий свет: туманы, облачные дни смягчают краски цветников, углубляют перспективы. В южных районах страны резкие тени, особенно в полдень, усиленная яркость красок зрительно сокращают глубину перспективы.

Итак, к основным законам композиции, которые могут быть использова­ны при создании сада, относятся линейная и воздушная перспектива, зако­ны цветовой гармонии, света и тени.

Композиционные средства, приемы ландшафтной архитектуры, позволя­ющие разнообразить пейзаж,— это ритм, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс.

В ландшафтном искусстве ритм — это повторяемость отдельных элемен­тов и расстояние между ними. Примером могут служить аллейные посадки. В ритмических построениях участвует несколько элементов, причем устой­чивое впечатление ритма возникает при их повторении 5-8 раз. Эмоциональ­ное воздействие ритма возрастает при увеличении числа элементов, но до известного предела, после которого наступает утомление, возникает ощуще­ние монотонности. Не случайно поэтому применяют разные приемы пост­роения аллей: чтобы снизить монотонность, меняют расстояние между дере­вьями, включают в ритмический ряд цветники, фонтаны, скульптуры. Простой ритм из одного вида деревьев может разнообразить включение кустарников; можно создать ритм, применяя чередование групп, например, из трех топо­лей пирамидальных и пяти кустарников (спирея, сирень); чередовать плодо­вые деревья с ягодниками и т. п.

 

Контраст и нюанс

 

Контраст и нюанс — важнейшие композиционные средства. Кроме контра­ста форм, при составлении растительных композиций может быть исполь­зован контраст и в цвете, и в степени освещенности пространства.

Ни в коем случае, однако, нельзя злоупотреблять контрастом, а тем более строить только на нем композицию сада. Обязательно сочетайте контраст с нюансом — тонким переходом похожих друг на друга, незначительно отли­чающихся форм, красок, пространств. Нюансные соотношения требуют хо­рошего знания материала и тщательности исполнения. Чаще всего именно на нюансах строится цветовая композиция восточного сада.

Размещение отдельных элементов в саду может быть симметричным и асимметричным — по отношению к оси композиции, которой может быть линия взгляда либо дорога, а иногда ось садового домика. Симметрию, т. е. размещение одинаковых предметов на равном расстоянии от оси, использу­ют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести в композицию ощущение порядка, строгость и торжественность. Однако рав­новесие, гармония могут быть достигнуты и при живописном, асимметричном решении , когда предметы, не равные по величине и форме, раз­мещаются так, что создают впечатление уравновешенности. Именно такое размещение растений и есть в природе. Поэтому для маленького садового участка оно естественнее.

Кстати, в восточном саду предпочтение отдается асимметричным компо­зициям.

Скромные размеры садового участка позволяют создать в его пределах две—три самые простые пейзажные картины, но они могут иметь разные сю­жеты, объединенные одним общим замыслом. Речь может идти о микроланд­шафтах, воспринимаемых порой только е веранды садового домика либо со скамьи у водоема. Но если вспомнить, какого удивительного эффекта доби­ваются японские мастера садово-паркового искусства в изображении природ­ного ландшафта в его предельной миниатюризации, то такая задача покажет­ся особенно привлекательной.

Человеческий глаз устроен так, чтобы лучше всего видеть детали объекта на расстоянии, равном (по высоте или ширине) наибольшему его размеру. В этом случае наблюдатель должен быть удален от объекта на расстояние, рав­ное двойной высоте этого объекта. Чтобы увидеть больше, чем один объект полностью, нужно подальше отступить.

 

Как посадить что бы было красиво

 

Итак, в самом скромном видовом кадре могут быть использованы закономерности в построении композиции пейзажей. Что может стать главным ком­позиционным узлом? Отдельно стоящее дерево (солитер) либо красиво цве­тущий кустарник, штамбовая форма, группа из валунов с цветами, зеркальце маленького водоема. Но при этом надо помнить, что для хорошего обзора от­дельного дерева или кустарника (и любого другого вертикального элемента картины) расстояние до него должно быть не менее двойной, а лучше трой­ной его высоты, тогда вертикальный угол восприятия считается оптималь­ным .

Поставьте на таком расстоянии от созданной вами пейзажной картины скамейку и, отдыхая в уединении, наслаждайтесь изяществом композиции.

В саду видовые картины могут быть не только замкнутыми, но и направленными из сада на окружающий ландшафт — реку, лес, водоем. В этом случае они зрительно увеличивают площадь садового участка, и он становится частью природного окружения.

При формировании видовых картин в саду нужно помнить о том, что они будут восприниматься не только статично, но и в динамике, при движении по саду. Это обусловливает перемещение элементов картины: центр композиции может стать кулисами, и наоборот. Обдумывая структуру видовой картины, нужно постоянно помнить о соотношении главных и второстепен­ных элементов. Например, главным может стать декоративный бассейн; тогда кустарник на заднем плане должен подчеркивать красоту зеркальной водной глади и ее окружения так же, как и кулисы из многолетников на переднем, но все вместе призвано составить единое целое, гармоничное и завершенное.

Динамика видовых картин не ограничивается только их изменением при перемещении по саду. Их изменчивость характеризуется еще одним измерением, представляющим одну из главных сложностей ландшафтной архитектуры,— временем. Каждый временной цикл накладывает свой отпечаток на восприятие пейзажа: суточный цикл дает изменение светотеневого эффек­та; сезонный (весна — лето — осень — зима) изменяет внешний вид растений, а поэтому и весь пейзаж в целом; наконец, возрастной цикл (имеется в виду возраст растений) существенно меняет и декоративность каждого растения, и в целом всей композиции. Эту динамику бывает особенно трудно учесть и запрограммировать начинающему любителю, составляющему свои композиции из одинаковых на первый взгляд саженцев. Именно поэтому надо вни­мательно изучить особенности каждого «зеленого кирпичика», прежде чем определить его место в саду и в маленькой видовой картине, которая сдела­ет ваш сад особенным, не похожим на другие.

Соединить в архитектурно-ландшафтной композиции маленького сада все приемы и законы построения пейзажей, конечно, удается не сразу и не всем. Требуется многолетний опыт поколений садоводов, в совершенстве владевших искусством ландшафтной архитектуры, чтобы построить, а потом поддержи­вать, совершенствуя, микро-пейзаж сада .

 

Растения.

 

 Декоративные качества растений — их величина, окраска ли­ствы и цветов, фактура и цвет коры, форма и структура кроны, высота в раз­ные периоды их жизни — настолько разнообразны, что позволяют получать садоводу бесчисленные варианты композиций. При их создании следует по­мнить, что растения — живые организмы, поэтому необходимо учитывать их требования к окружающей среде и фактор времени, или, как его называют, «четвертое измерение» ландшафтной архитектуры. В процессе роста культур последовательно изменяется их форма и величина, а декоративный окончательный эффект никогда не достигается сразу. По-разному проявляется и декоративная зрелость растений. У деревьев она наступает с достижением наивысшей для данной породы высоты; у кустарников и цветов — с их первым массовым цветением, т. е. значительно раньше, чем у посаженных с ними одновременно деревьев. Кроме того, в разное время года все растения декора­тивны по-разному. Даже вечнозеленые хвойные растения выглядят иначе ранней весной, во время цветения и в трескучий мороз.

Декоративные качества, характеризующие данный вид растения, объеди­няются с индивидуальными особенностями именно этого экземпляра. Наи­более ярко они проявляются в том случае, когда существует единство деко­ративного облика растения с условиями того места, где оно произрастает. В этом смысле можно считать равноценными и крупный экземпляр березы, выросшей в благоприятных условиях на берегу реки, и карликовую березку прилепившуюся к скалам в Карелии: их облик естествен и прекрасен имен­но в данном ландшафтном окружении.

Многие растения вызывают своим обликом устойчивые поэтические ассоциации. Мы говорим: «печальная ива», «стройный кипарис», «кудрявая березка», «гордая лилия», «царица цветов — роза». Одни растения воплощают в себе черты, характерные для естественного леса, и в нашем представлении связываются с ним — сосна, ель. Другие привычны для парковых пейзажей — липа, клен. Плодовый сад невозможно представить без яблони. Есть и расте­ния, которые нехарактерны для данного климата, экзотичны — их так и назы­вают: «экзоты». К последним можно отнести не только пришельцев из дру­гих мест (например, орех маньчжурский в средней полосе России), но и декоративные формы, выведенные селекционерами: с пестрой листвой, с мах­ровыми цветками, с особо декоративной формой листьев. Заметим, что имен­но они и становятся наиболее эффектными акцентами в композиции сада.

Рассмотрим декоративные особенности отдельных видов растений: высо­ту (величину), связанную с особенностями роста каждой породы; форму кро­ны (для деревьев и кустарников); окраску и фактуру листвы, коры и цветков; аромат.

 

Подбор деревьев по высоте

 

Высота деревьев и кустарников — один из важных и характерных призна­ков, на основе которого формируется общий силуэт группы и достигается плавный или контрастный переход от плоскости земли к вертикальным объемам. Самые высокие деревья достигают во взрослом возрасте высоты 35 м; средние — 10-20 м; низкие — 6-10 м. К последним относят плодовые дере­вья — яблоню, сливу, грушу.

Кустарники также варьируют в росте от высоких, приближающихся к деревьям (5-6 м), к средним (2-3 м) и низким (1-2 м). Особые группы составляют стелющиеся кустарники (высота не превышает 1 м) и вьющиеся (лиа­ны), достигающие порой очень большой длины (до 30 м).

Деревья и кустарники, растущие медленно, обычно отличаются долговечностью; быстрорастущие породы менее долговечны. Если в композиции собраны растения приблизительно одинаковой долговечности, но имеющие различные темпы роста, то такие сочетания получаются удачными, так как пер­воначальное несоответствие с годами смягчается и исчезает. Быстрорастущие породы сочетают с медленнорастущими, когда нужно добиться скорейшего де­коративного эффекта. В этом случае присутствие в группе быстрорастущих деревьев считают временным, и с достижением определенного возраста их из группы удаляют. Это важно, потому что быстрорастущие деревья угнетают медленнорасту­щие. Есть и еще одна особенность: у большинства растений быстрый рост в молодости сменяется периодом медленного роста. У некоторых может быть и наоборот: например, дуб и липа в первые годы жизни растут медленно, а за­тем их рост убыстряется. В среднем за год быстрорастущие деревья дают при­рост 50-70 см и более; деревья умеренного роста — 20-50 см, медленно расту­щие — менее 20 см в год. Есть и рекордсмены: айлант, тополь, белая акация могут дать прирост до 2-2,5 м в год, в то время как медленнорастущий сам­шит — всего 2,5-3 см. Рост зависит и от географической широты произраста­ния дерева. Например, клен ясенелистный на юге страны достигает 20 м в высоту, на широте Подмосковья — от 5 до 10 м, а севернее Санкт-Петербурга растет как кустарник.

 

 

Про выбор кроны дерева

 

Форма кроны деревьев и кустарников  представляет собой не менее характерную декоративную особенность каждой породы: неправиль­ная (раскидистая), овальная, пирамидальная (конусовидная и веретенообраз­ная), яйцевидная, шаровидная, зонтичная, стелющаяся, плакучая. Заметим, что форма кроны может зависеть от условий освещенности: посаженное с север­ной стороны растение, как правило, развивается слабее.

У каждого дерева и кустарника форма кроны относительно стабильна по очертаниям, плотности листвы и объему, хотя у некоторых она изменяется в отдельные периоды жизни. Например, к 15 годам крона сосны обыкновен­ной приобретает конусовидную форму, к 30 — правильную ветвистую, а к 80 становится неправильной, свободно растущей, особенно на открытом месте. Подобные преобразования характерны и для лиственницы. Взрослые дере­вья с раскидистой кроной и высоким штамбом сильно отличаются от моло­дых, обладающих конусовидной кроной, идущей от самой земли.

Отдельные виды деревьев имеют, кроме названных, и живописные, свободные формы кроны, например, плакучую (ива, береза) с ниспадающими каскадами тонких ветвей; раскидистую (дуб). Разную форму кроны имеют разновидности одной и той же породы. К примеру, форма кроны тополя может быть и овальной, и пирамидальной, и раскидистой.

Подбирая сочетания деревьев и кустарников для сада, используют контрастные формы крон, но, конечно, только по этому признаку компоновать растения нельзя — необходимо учитывать особенности их роста.

Не менее важным декоративным качеством являются окраска и факту­ра листьев деревьев и кустарников. Цвет листвы меняется в зависимости от времени года. Ярко-зеленый цвет присущ листве почти всех растений ран­ней весной, летом она значительно темнеет, а осенью желто-красно-оран­жевая гамма листвы придает растениям особое очарование. Цвет листьев во многом определяется почвенными условиями. Растения одной и той же породы имеют более светлую окраску листьев на бедных почвах и более насыщенную, темную — на плодородных. В результате продуманного колористического сочетания растений в группах можно получить очень красивые композиции.

Следует учитывать также окраску цветков, плодов и коры растений. Большинство деревьев и кустарников цветут весной или в начале лета, часто до распускания листвы, и этот эффект одновременного массового цветения плодовых садов вряд ли может с чем-нибудь сравниться.

Декоративны деревья, усыпанные плодами, и осенью. В зимнее время на первое место выступают окраска, фактура коры и графика переплетающих 

ся ветвей обнаженных деревьев. Светло-желтые и зеленоватые стволы и ветви ивняка, коралловые веточки дерна сибирского очень эффектны на фоне темной хвои вечнозеленых деревьев и на снегу.

Следует, однако, предостеречь садоводов от смешения в группах растений слишком многих пород и видов. С одной стороны, это значительно ослабля­ет устойчивость насаждений вследствие усиленной межвидовой борьбы, с другой, как правило, не дает ясной художественной выразительности.

К особым, специфическим свойствам растений относится их аромат, особенно характерный для цветов и цветущих кустарников. Многие из них ценятся именно за это качество. Нежный запах цветущего жасмина, сирени, роз, ароматы левкоев, резеды, душистого горошка придают саду особое очарова­ние. Есть растения, имеющие неприятный запах; к ним можно отнести бу­зину, настурцию.

Таким образом, зная и используя декоративные особенности каждого из выбранных вами растений (и не забывая при этом об их биологических требованиях), вы можете объединить их в группы или высадить отдельно, или создать небольшой массив, представляющий собой фон.


Рубрика: Озеленение и ландшафтный дизайн | Дата: 13.02.2010 | Просмотров: 615


Информация по теме:


Своё мнение:

Ваше имя * :
Сообщение * :
Код:
Введите код * :


Мнения

Здравствуйте Виталий, в таком случае присылайте нам видео совет как сделать это правильно. Обещаем, от нас вы получите вознаграждение в денежном эквиваленте.
# Администрация

Ответить 13:18:51 - 27.03.2011

я резчик стекла . Мастер. Всё это забавно выглядит! Может в стеколку сходите, да посмотрите как мы это делаем? Чо придумывать? Хочешь стать видео звездой ? Придумай как резать калёное стекло! Станешь
богатым гением!!!!
# виталий

Ответить 19:49:56 - 26.03.2011

1)Интехпласт, ООО
Ростов-на-Дону
Адрес: ул. Вавилова, д.63 Карта
Телефон: 7 (863) 2688788
2) Метаинвест ТД, ООО
Адрес: Ростов-на-Дону, 344006, кл. Б. Садовая, д. 150, оф. 806 Карта
Телефон: 7 (863) 2483412
Факс: 7 (863) 2560168
# Администрация

Ответить 9:27:50 - 23.03.2011


Новости

"Зодчий" - лидер загородного домостроения заключило соглашение

Знаменитая компания «Зодчий» заключило соглашение с Датской фирмой "Велюкс", которая в свою очередь является лучшим производителем окон для мансарды.Тактика фирмы «Зодчий» заключается в расширение границ загородного домостроения. Сотрудничая с новыми партнёрами и заключая договора с таки...

Холдинг Батуриной "Интеко" переезжает

Компания Батуриной переехала по новому адресу Садовая-Спасская улица, 28, заявил пресс-секретарь компании "Интеко".Переезд холдинга будет осуществлять около 2 месяцев. Данная площадь является собственностью компании и в ней будут находиться все подразделения холдинга "Интеко". ...

Необычное здание в Китае

Ракетка для настольного тенниса - именно такой вид примет строение нового поколения и необычный проект в Китае. Да и вправду необычный проект нового гостиничного комплекса. Именно в виде ракетки для игры в "пин-понг", которая расположена вертикально, будет выглядеть гостиничный комплекс....