А вы знали что:

тонкое сверло с успехом заменит швейная игла, если ее конец заточить со стороны ушка.

ОСОБЕННОСТИ САДОВОГО ИСКУССТВА ЯПОНИИ.

К особенностям садово-паркового искусства Японии относятся:


1) типологичность;

2) традиционность;

3) символизм;

4) образная трактовка при­роды;

5) связь с живописью;

6) канонизация композиционных приемов в использовании парковых компонентов — камней, воды, растительности, сооружений.


Отправной точкой формирования садов последних двух периодов являет­ся положение дзен-буддизма, согласно которому красота природы есть одна из форм постижения истины. Это способствовало обострению эстетического восприятия, выработке поэтически-метафорического способа мышления. Сады должны были располагать к созерцанию, вызывать чувство эмоционального отклика. Основным композиционным принципом, так называемым принци­пом неопределенности, было создание гармонического равновесия всех элемен­тов сада, в котором есть и свобода, и порядок, и движение, и покой. Его мож­но сформулировать как отрицание равенства: объем но-пространственные - элементы сада не должны быть одинакового размера, в их размещении недо­пустима симметрия.


 

Длительный период развития садов в одном направлении и их канониза­ция обусловили формирование ряда типологических черт.

По функциональному назначению исторически сложились дворцовые, храмовые сады, сады чайной церемонии, сады у жилого дома.

По характеру рельефа: плоский сад и холмистый сад.

По сложности композиционного построения: полная форма — «син», полусокращенная — «со»,— сокращенная — «ге». Наиболее развернутая форма «син» обычно содержит весь набор композиционных элементов. Форма «ге» более сжата, и хотя число элементов невелико, они более выразительны и со­держательны. Недосказанность должна активизировать воображение для со­вершенного восприятия сада.

Символизм японского сада тесно связан с другой его отличительной чер­той — трактовкой природы. Художественная задача сада — показать приро­ду, нетронутую человеком. Но сам способ показа — с помощью символики, углубляющей смысл виденного; композиционные каноны же как бы раздви­гают границы сада до размеров Вселенной. Не секрет, что эта задача решает­ся мастерством человека. В отличие от европейских пейзажных садов рукотворность японского сада очевидна.

По основному компоненту, на котором заостряется восприятие, различа­ют сад камней, сад мхов, сад воды, сад пейзажей и т. д.

Независимо от типа сада камни и вода составляют неотъемлемую часть, его «скелет» и «кровь».

Камни подбирают по форме, цвету, фактуре. Из них образуют группы:

— основную, которая определяет всю композицию — высоту холмов, раз­меры и очертания водоема, размещение растений в саду;

—  вспомогательную, подчиняющуюся главной и подчеркивающую ее ос­новную идею;

— «гостевую группу», которая композиционно не подчиняется главной, но

уравновешивает ее;

— связующую группу, которая композиционно объединяет сад с домом.

Схема композиции элементов в каждой группе близка к разносторонне­му треугольнику, длинная сторона которого должна быть обращена к фаса­ду дома, выходящему в сад, короткая - слева, а средняя - справа. Задача художника состоит в том, чтобы почувствовать возможности каждого кам­ня, найти точное соотношение камней, организовав тем самым пластическое пространство сада.

 

Про воду в саду

 

Вода — основа жизни любого сада. Она присутствует в форме водоема с заливом, островами, песчаными и каменными берегами и изображает спокойную и широкую реку или бурный поток с порогами. Излюбленным элементом сада является водопад.

Почти во всех композициях с водоемом и островами главное место отво­дится «острову черепахи» и «острову журавля», символизирующих стремле­ние человеческого духа к глубинам познания и воспарению вверх, а также «райскому острову», который не соединяется с берегом.

В «сухих» садах вода символически изображается галькой или песком.

Особое внимание уделяется растениям. В ассортименте преобладают вечнозеленые хвойные и лиственные. С помощью растений акцентируется сме­на времен года: весна — цветением плодовых, осень — окраской листьев (особенно клена), зима — рисунком обнаженных ветвей.

Предпочтение отдается красивоцветущим деревьям и кустарникам. Цве­тов очень мало, иногда их нет совсем. Самое любимое растение, воспетое в поэзии и живописи,— сосна японская плотноцветная. Из цветущих — слива (уме), вишня (сакура), камелия, азалия, хаги. Хризантема, слива, орхидея и бамбук, по японским понятиям, образуют «четверку благородных» растительного мира. Компоновка растений канонизирована и ведется по их символике и декоративным признакам.

Неотъемлемой частью сада являются садовые сооружения: мосты, скамьи, каменные светильники, ограды, ворота. Они выполнены из естественного материала — дерева, бамбука, камня, иногда металла (чугунные или бронзовые скамьи), без лака и краски, чтобы передать текстуру материала, его естествен­ный цвет и, что особенно ценится, налет времени — лишайники на камне, блеклость тонов дерева и бамбука, патину на металле.

В композиционном и цветовом решении сад тесно связан с живописью. Он рассчитан на зрительное восприятие его пространства по канонам живопи­си. Общая приглушенность и мягкость колорита, некоторая монохромность, отсутствие ярких красок сближает картины японского сада с монохромной живописью тушью.

Характерной чертой японского сада является символика. За видимым пейзажем с его красотой, отточенной формой и тонко продуманной композицией кроется более глубокое содержание. Его можно прочесть по символике, которую несут компоненты сада,— по форме и расположению камней, островов и т. д.

Эстетическая ценность растений, камней, песка, воды является второстепенной по сравнению с тем, что они символизируют. Отсюда метафоричность сада, недоговоренность в передаче образа, который должен раскрыть сам зри­тель. Наиболее ярко эти черты проявляются в плоских философских садах. Японские сады различались по своим функциям. Небольшие сады, имев­шие иногда площадь всего в несколько квадратных метров, предназначались только для рассматривания. А более значительные по размерам (условно го­воря, парки) могли служить и для прогулок. Малые сады чаще всего распо­лагались при храмах или были связаны с традиционным жилым домом, со­ставляя особое его сопровождение, продолжение его интерьера. Большие ландшафтные сады зависят от архитектуры и рассчитаны не на односторон­нее восприятие с террасы дома, а на круговое, когда зритель как бы погружа­ется в пространство сада, ощущает его вокруг себя, двигается в нем. В зави­симости от этого изменяются и законы его построения.

САД КАМНЕЙ

 

Одним из самых популярных является сад камней монастыря Реандзи в Киото, созданный в конце XV-начале XVI века. Он представляет собой небольшую прямоугольную площадку (около 23x9 м), расположенную перед домом с верандой, которая тянется вдоль сада и служит местом для его созерцания. С противоположной стороны сад огражден невысокой глинобитной стеной, за которой поднимаются зеленые кроны деревьев. На площадке, засыпанной белым крупнозернистым песком, расположены группами 15 камней. Песчаная поверхность «расчесана» специальными граблями так, что бороздки идут параллельно длинной стороне сада и образуют концентрические круги вокруг каждой группы, состоящей из 2-3 или 5 камней. С любой точки веранды из 15 камней видны только 14. Визуально сад напоминает мор­ские волны, омывающие скалистые острова, или белую пелену облаков, над которой возвышаются вершины горных пиков. Зритель сам в зависимости от внутреннего состояния, направленности воображения может создать любой образ, и главная задача художника как раз и состояла в том, чтобы дать им­пульс его фантазии.

 

Искусство расстановки камней

 

Сутэ-иси искусство расстановки камней — считалось главным в работе художника сада. Камни подбирали по форме, цвету, фактуре, а также по соответствию всех этих качеств общему характеру сада, его стилю и другим его элементам. По форме их делили на такие разновидности: низкую вертикаль, плоский, лежачий, и из них составляли основную и второстепенную группы. Определял композицию главный выбранный камень. С двумя меньшими по размеру он образовывал триаду (по аналогии с триадой божеств в буддистском храме). В японском саду камни всегда размещают по диагонали, парал­лельно или почти параллельно линии главной части сада, используя камни необработанные, покрытые ржавчиной или мхом, подвергшиеся световой или водной эрозии, чаще всего зеленовато-голубого, коричневого, красного или пурпурного цветов, реже — белого. Композиция составляется, как правило, из нечетного числа камней: один—три. В первом варианте камни группиру­ются по схеме «три—два—два», «три—два». Композиция из трех камней, включающая один большой камень и два небольших,— традиционная и наи­более популярная. В композиции из пяти и более камней вершины должны составлять три камня с одной общей точкой, которая может быть опущена. Камни устанавливают на поверхности или частично зарывают в землю, иног­да наклонно, под углом к поверхности земли. Пространство между ними можно использовать для посадки травянистых растений или кустарников, ка­менные группы можно размещать вдоль берега на основаниях из меньших камней или кирпичей. Уровень воды — основная поверхность, относитель­но которой располагают камни.

Каменные тропинки и тротуары — неотъемлемый элемент японского сада. Для устройства тропинок используют камни одной ровной стороной (неровную зарывают в землю; ось каждого камня при этом должна быть перпендикулярна направлению тропинки. В японских садах широко используют пе­сок и мелкий гравий (до 2 мм) разнообразных цветов и оттенков: от белого и серого до темно-коричневого и черного. Чаще всего песок или мелкий гра­вий размещают на небольших участках сада, защищенных от ветра, и огра­ничивают бордюром из кирпича или камня (во избежание засорения лужа­ек). Устраивают такие участки следующим образом: на утрамбованную землю насыпают слой песка толщиной 5-6 см и граблями наносят рисунок — вол­ны, рябь; при благоприятных погодных условиях слой песка сохраняется в течение двух недель. Время от времени, если необходимо, песок досыпают. Песчаную поверхность периодически опрыскивают водой.

 

РОКАРИЙ

 

Совершенно особая тема, связанная с рельефом участка ничуть не меньше, чем с его цветочным оформлением,— скальный сад (рокарий). Мы отводим его описанию сравнительно большое место, так как рокарий — сады камней, де­коративные горки — становятся все более популярными у любителей-цвето­водов. Они представляют собой композиции из растений с камнями, своего рода искусственно созданный миниатюрный фрагмент горного ландшафта. Эффектный каменистый сад можно устроить, укрепляя камнями склон ов­рага, особенно же удачными такие композиции из растений и камня бывают на участках, имеющих характерный рельеф: там они выглядят естественно.

Традиция и мода на устройство рокариев идет с Востока.

В садах камней на Востоке заключен глубокий смысл, освященный тысячелетними традициями и национальной символикой. Сложные ассоциации вызывают они у зрителей: с морем, омывающим скалистые берега; с белой пеной облаков, над которыми высятся вершины гор; с семейством тигров, переплывающих реку. Каждый камень японец видит как самостоятельную скульптуру, от размеров и формы которой зависит философское содержание сада в целом.

Крошечный сад при японском доме (порой его площадь всего 10-15 м2) рассчитан не столько на передвижение по нему, сколько на созерцание на уровне глаз сидящего на веранде. Именно поэтому, восхищаясь отточенной веками культурой японского сада, мы не можем позволить себе копировать схемы размещения и компоновки камней. Такое подражание может привес­ти только к воспитанию дурного вкуса, хотя следовать основным композиционным принципам, безусловно, полезно. Например, интересен и может быть применен в маленьком саду прием создания «сухого русла» ручья на пониженном участке сада либо на месте, где обычно собираются паводковые воды. Изучая планировку и дизайн японских садов, мы можем научиться выбирать камни красивой формы, компоновать их в группы, удачно сочетая с песком и растениями.

Устройство горки начинают с выбора места для нее. Желательно, чтобы рядом с ней был водоем. Важна и хорошая освещенность, поэтому не следует располагать горку в тени высокого дерева, где к тому же композиция потеряет свой масштаб, станет «игрушечной». Наиболее естественно выглядит композиция с камнями на участке с соответствующим рельефом, однако чаще основание для горки делают насыпным.

Лучше всего использовать крупные валуны, но их доставка на участок и перестановка не всем под силу. Попробуйте камни средней величины превратить в большую глыбу, подобрав и сложив вместе подходящие обломки. При этом щели между ними можно заполнить землей и засадить растения­ми. Имитацию цельного камня можно получить и с помощью мелких облом­ков, соединенных цементом.

 

Камни для рокариев

 

Лучшие камни для рокариев - твердые горные породы: гранит, известняк, песчаник. Они должны быть разными по величине, но достаточно крупными. Мелкие, и особенно одинаковые, камни в группах недостаточно выразительны. Тем не менее их можно использовать для мощения на дорожке, ведущей к горке, для устройства дренажа. Если все-таки не удалось найти камни относительно однородные по форме, можно сгруппировать плоские на одном склоне горки, округлые (типа валунов) - на другом. Для ухода за растениями надо предусмотреть удобный к ним под­ход - лучше всего в виде ступенек из плитняка.

Обозначив контур будущей композиции, снимите плодородный верхний слой почвы и сложите его в стороне. Тщательно удалите сорняки. В случае необходимости выложите подпорную стенку, используя заранее подвезенные камни. После этого устройте дренаж. Для этого выкапывают углубление в земле и заполняют его гравием, строительным мусором, щебнем, крупным песком на глубину до 20 см. Искусственный рельеф горки делают из грунта, оставшегося от строительства домика или водоема, добавив к нему песок и щебень. Через каждые 20-25 см насыпной грунт уплотняют трамбовкой.

Камни следует углублять в землю заостренной стороной, не менее чем на одну треть их объема, размещать группами, избегая симметрии . При этом нужно оставлять небольшие «карманы» между камнями для посадки растений. В них насыпают растительный грунт слоем 20-35 сантиметров.

Лучше, когда размеры камней убывают от основания к вершине холма. Внизу нужно размещать самые крупные экземпляры. Помните: горка должна красиво выглядеть еще до посадки растений, в процессе строительства, поэтому критически относитесь к своей работе, в случае необходимости изменяйте сочетания камней, рассматривая рокарий с разных точек.

Один из склонов горки иногда выполняют в виде «скалы» — отвесного участка, удобного для размещения ампельных растений. В качестве основы для нее можно взять асбестоцементную трубу или металлический бак, прикрепляя к его стенкам сколы камня с помощью смеси глины и коровяка. Трубу заполняют землей и высаживают в нее какое-нибудь ампельное растение, которое быстро разрастается, образуя длинные, падающие вниз плети. Ис­пользуйте, например, индийскую землянику, клематисы, девичий виноград.

Закончив возведение горки, тщательно утрамбуйте растительный грунт и увлажните землю. Если окажется, что грунт между валунами вымывается водой, камни следует переложить. Насыпной грунт должен осесть, поэтому растения лучше высаживать через несколько дней после устройства горки, а еще лучше дождаться, пока пройдет дождь. Помните, что в рокарий камни должны лежать устойчиво, не слишком выдаваться над землей, как бы вырастать из нее. Лучше несколько крупных, плоских камней, чем много мелких.

 

Про посадку растений в рокарии

 

Для посадки растений не следует использовать землю с большим содержанием органических веществ — перегноя, компоста. Растения начнут развиваться слишком интенсивно, и рокарий утратит свою привлекательность. Землю нужно подновлять через два-три года, подсыпая садовую смесь в «карманы» между камнями.

Перед посадкой растений составьте подробный план-схему их расположе­ния на горке, а места посадок обозначьте этикетками с названиями культур. Вначале высаживают кустарниковые формы и крупные многолетники: можжевельник, тис, сосну горную, пионы. Этих довольно высоких растений должно быть немного, лучшее место для них — внизу. Размещенные на вершине горки, они зрительно сокращают ее размеры. Расстояние между растениями определяют в зависимости от их размеров: низкие сажают на расстоянии 5-15 см, более высокие — через 15-25 см.

Лучшее время для посадок растений, цветущих весной,— конец августа — начало сентября. Вокруг посаженных растений землю уплотняют и поливают. В первое время после посадок главное в уходе — полив. При жаркой погоде растения притеняют. После сильных дождей почву рыхлят.

Ваш маленький рокарий не обязательно должен быть коллекцией расте­ний - главное, чтобы он оставался красивым и цветущим с ранней весны до поздней осени. От соседства с серым однотонным камнем выигрывают растения с яркими цветками - маки, тюльпаны. Если же применяется окрашенный камень, то рядом с ним лучше высаживать дернины стелющихся расте­ний и белые цветы; луковичные растения (крокусы, тюльпаны, сциллы) луч­ше всего размещать в емкостях и выкапывать после отцветания до осени, заменяя их летниками. Так же следует поступать и с многолетниками, даю­щими обильные корневищные побеги (сныть пестролистная, физостегия, колосняк и др.). На горке хороши и летники: алиссум, лобелия, бархатцы, астры, вербена, портулак, хотя большинство любителей отдают предпочте­ние многолетникам . Высаживая растения на горке, чередуйте многолетники с плоскими со­цветиями (ромашка, астры), с цветами, имеющими вертикальные и пирами­дальные соцветия. Более высокие растения высаживают у основания горки небольшими группами (3-5 экземпляров); низкие, стелющиеся нужно сажать выше большими группами.

 

Несколько советов по уходу за горкой.

Регулярно подкармливайте расте­ния слегка влажной смесью перепревшего компоста с торфом. Тщательно пропалывайте. Поливать горку лучше не шлангом, а из лейки. Чтобы исклю­чить самосев, вовремя удаляйте плоды.

 

САД ВОДЫ

 

Второй главнейший компонент сада — вода. Устройству водоема, его фор­ме, направлению движения воды, если это ручей-поток, придается не мень­шее значение, чем композиции камней. Водоем позволяет в пределах сада воспроизвести в миниатюре песчаные и каменистые берега, заливы, полуос­трова и острова. Он может изображать спокойную и широкую реку или же бурный, стремительный поток с порогами и водопадами. Водопад был всегда одной из любимейших деталей сада. Место для него выбиралось особенно

В каменистом саду замечательно приживаются и влаголюбивые растения — в выемках между камнями почва остается увлажненной дольше, чем на открытой поверхности и на «берегах» миниатюрных водоемов. ныи камень, то рядом с ним лучше высаживать дернины стелющихся расте­ний и белые цветы; луковичные растения (крокусы, тюльпаны, сциллы) луч­ше всего размещать в емкостях и выкапывать после отцветания до осени, заменяя их летниками. Так же следует поступать и с многолетниками, даю­щими обильные корневищные побеги (сныть пестролистная, физостегия, колосняк и др.). На горке хороши и летники: алиссум, лобелия, бархатцы, астры, вербена, портулак, хотя большинство любителей отдают предпочте­ние многолетникам .

В каменистом саду замечательно приживаются и влаголюбивые растения — в выемках между камнями почва остается увлажненной дольше, чем на открытой поверхности и на «берегах» миниатюрных водоемов. тщательно — вдали от дома, но так, чтобы слышен был звук воды, а в лун­ную ночь видны были отблески струй. Обрамлением ему должны служить две скалы, олицетворяющие огромные горы, а фоном — деревья. Уже в кни­ге «Сэндзай Хисе» говорилось об устройстве водопада в ансамбле с другими компонентами: «Чтобы сделать водопад, надо, прежде всего, отобрать камень, с которого должна падать вода. Камень, искусственно обработанный и име­ющий гладкое завершение, неинтересен для этой позиции. Если водопад должен быть трех или четырех футов высоты, используют красивый камень с неровной поверхностью. Но такой камень должен хорошо соотноситься с камнями, расположенными рядом. Поставьте центральный камень прямо на землю, а затем остальные камни по сторонам его». В руководствах описыва­ется десять возможных форм водопада. Формы эти следующие: 1) цутай-оти (скользящий падающий): водопад должен стекать по поверхности прилега­ющих скал; 2) нуно-оти (падающий, как полотно): водопад напоминает тон­кую полотняную ткань; 3) ито-оти (падающий нитью): он падает нитеобраз­ными линиями; 4) ката-оти (неровно падающий): вода стекает с одной стороны больше, чем с другой; 5) саю-оти (падающий слева и справа): скала делит поток воды на две части; 6) теку-оти (прямо падающий): вода падает прямо вниз без каких-либо помех на пути; 7) еко-оти (боковое падение): вода течет с одной стороны; 8) мукаи-оти (падающий лицом друг к другу): падающие струи обращены друг к другу; 9) харарэ-оти (отторгнуто падающий): поток вынесен на некоторое расстояние от основного водопада; 10) касанэ-оти (повторное падение): вода может падать в различных местах или несколь­кими ступенями.

Любой водоем в саду обязательно имеет острова. В зависимости от размера водоема это или несколько камней, или различной формы островки, иногда даже с деревьями. В руководствах упоминается несколько видов островов — скальный (исо-дзима), лесной (мори-дзима), горный (ями-дзима), с моло­дыми соснами на песке (сухама-гата-дзи-ма), в форме облака (кумо-гата-дзима) и другие. Один остров, который считается стоящим среди океана, обязательно носит название «райский» («хараи-дзима»). Поэтому он никог­да не соединяется мостиком с берегом. Почти во всех композициях с водо­емом и островами центральное место отводится «острову черепахи» и «ост­рову журавля», символизирующим стремление человеческого духа к глубинам познания и воспарению ввысь. Мостики через водоем могут быть самые раз­ные: ровные и изогнутые, деревянные, каменные, земляные.

Приятно задержаться на изогнутом деревянном мостике, чтобы в непосредственной близости полюбоваться прибрежной растительностью и пона

Все растения, применяющиеся в скальных композициях, теплолюбивы, не­которые требуют особых условий выращивания. Например, подснежник рас­тет под пологом кустарника и любит рыхлую перегнойную землю; лук требу­ет богатой известкованной земли и открытого солнечного места и т. п.

Если же в саду много тени и трудно выбрать место для горки, нужно ори­ентироваться на теневыносливые многолетники. Их же можно высаживать и на северных склонах горок.

 

ПРУД СРЕДИ ЦВЕТОВ

 

Иметь на приусадебном участке уютный уголок с хотя бы небольшим зер­калом воды, а возможно и с каскадом или фонтаном — это ни с чем не срав­нимая радость. Грамотно подобранная и посаженная растительность и рыб­ки в водоеме придадут определенный шарм и законченность всему облику сада. Не секрет, что любой, даже самый маленький, пруд положительно дей­ствует на психофизическое состояние человека, снимая стресс, усталость и раздражение.

Образцом оформления водоема для многих садоводов служит сама природа. В природе пруд обычно имеет свободные очертания, а водная и приб­режная растительность отличаются большим разнообразием. Но помимо это­го пруд должен еще и гармонично вписываться в садовый ландшафт .

Первый шаг на пути к созданию красивого пруда — найти для него наибо­лее подходящее место. В саду, расположенном на склоне, ему выделяют самую нижнюю часть участка, то есть место, где вода собралась бы естественным об­разом. На ровном рельефе оптимальным представляется место рядом с тер­расой, откуда можно любоваться зеркальной поверхностью воды. С этой стороны террасы нужно сажать низкорослые растения, которые не помеша­ют наслаждаться прекрасным видом. Чтобы сохранить единый стиль оформления, извилистые линии берегов пруда должны повторяться в граничащих с ним цветниках. Если преоблада­ют рабатки и дорожки преимущественно прямых линий, стоит задуматься, не лучше ли оформить пруд в регулярном стиле, чтобы на этом фоне он не казался в саду чуждым элементом.

Озеленяя пруд пышной и разнообразной растительностью, постарайтесь, чтобы грань между этой зоной и прилегающей к ней территорией сада была незаметной. Один вариант — плавный переход береговой флоры в гранича­щие с ней цветники. Другой вариант — оптического характера, когда те же цветочные многолетники, злаки и декоративные кустарники, которые растут на берегу водоема, встречаются и в других местах сада (табл. 2).

Таблица 2

 

Водные растения для пруда

Наименование

Требуемая глубина

Признаки и особенности

Гидрилла мутовчатая

от 30 см

П., слегка опушенные листья, любит кисловатую воду

Элодея канадская

50 см

П., неприметные цветы, зеленая зимой, быстро растет

Лютик водяной

50-60 см

П., белые цветы над водой (V-VI)

Ряска обыкновенная

от 30 см

С, мелкая, но быстро размножающаяся

 

 

Наименование

Требуемая глубина

Признаки и особенности

Водокрас обыкновенный

ок. 50 см

С, листья, похожие на листья кувшин­ки, белые, чашевидные цветы, любит безызвестковую воду

Водяной орех

60-80 см

С, однолетник, самосеющийся, плоды съедобны, осенью краснеет, любит безы­звестковую воду

Телорез алоэвидный

80 см

С, растет розетками, маленькие, чаше­видные цветы (V-VI), зимует на дне

Кувшинки

10-200 см

У., имеются различные виды и сорта для разной глубины, цветы: абрикосовый, желтый, розовый, красный (VI-IX), пе­реносят тень

Кубышка желтая

100-250 см

Б, рост 60-200 см в зависимости от сор­та, темно-коричневые длинные соцве­тия (VII-X)

Стрептолист

30-40 см

Б., рост 60-80 см, стреловидные листья, маленькие белые цветы (VI—VIII)

Рогоз малый

10-30 см

Б., рост 60-200 см в зависимости от сор­та, темно-коричневые длинные Соцветия (VII-X)

Белокрыльник болотный (или калужница)

0-40 см

Б., рост 10-30 см, золотистые маленькие чашевидные цветы (IV-V), разные сорта

Касатик аировидный (ирисовые)

0-40 см

Б., рост 80-130 см, узкие листья, желто­ватые цветы (V-VII), есть много сортов, бурно разрастается

Частуха обыкновенная или шильник

0-40 см

Б., рост 50-150 см, бело-розовые соцве­тия с множеством отдельных цветов (VI-X)

Дербенник иволистный

0-40 см

Б., рост 50-150 см, красновато-лиловые цветы (VI-IX)

Ирис болотный разно­цветный

0-20 см

Б., рост ок. 60 см, цветы от светлых до темно-фиолетовых (VI—VII)

Губастик крапчатый

0-10 см

Б., рост 20-30 см, ярко-желтые цветы (VI-VII)

Незабудка болотная

Растет на влажной земле

Б., рост 20-30 см, маленькие голубые цветы (V-VIII)


Рубрика: Озеленение и ландшафтный дизайн | Дата: 13.02.2010 | Просмотров: 759


Информация по теме:


Своё мнение:

Ваше имя * :
Сообщение * :
Код:
Введите код * :


Мнения

Здравствуйте Виталий, в таком случае присылайте нам видео совет как сделать это правильно. Обещаем, от нас вы получите вознаграждение в денежном эквиваленте.
# Администрация

Ответить 13:18:51 - 27.03.2011

я резчик стекла . Мастер. Всё это забавно выглядит! Может в стеколку сходите, да посмотрите как мы это делаем? Чо придумывать? Хочешь стать видео звездой ? Придумай как резать калёное стекло! Станешь
богатым гением!!!!
# виталий

Ответить 19:49:56 - 26.03.2011

1)Интехпласт, ООО
Ростов-на-Дону
Адрес: ул. Вавилова, д.63 Карта
Телефон: 7 (863) 2688788
2) Метаинвест ТД, ООО
Адрес: Ростов-на-Дону, 344006, кл. Б. Садовая, д. 150, оф. 806 Карта
Телефон: 7 (863) 2483412
Факс: 7 (863) 2560168
# Администрация

Ответить 9:27:50 - 23.03.2011


Новости

"Зодчий" - лидер загородного домостроения заключило соглашение

Знаменитая компания «Зодчий» заключило соглашение с Датской фирмой "Велюкс", которая в свою очередь является лучшим производителем окон для мансарды.Тактика фирмы «Зодчий» заключается в расширение границ загородного домостроения. Сотрудничая с новыми партнёрами и заключая договора с таки...

Холдинг Батуриной "Интеко" переезжает

Компания Батуриной переехала по новому адресу Садовая-Спасская улица, 28, заявил пресс-секретарь компании "Интеко".Переезд холдинга будет осуществлять около 2 месяцев. Данная площадь является собственностью компании и в ней будут находиться все подразделения холдинга "Интеко". ...

Необычное здание в Китае

Ракетка для настольного тенниса - именно такой вид примет строение нового поколения и необычный проект в Китае. Да и вправду необычный проект нового гостиничного комплекса. Именно в виде ракетки для игры в "пин-понг", которая расположена вертикально, будет выглядеть гостиничный комплекс....