Высаженное отдельное дерево, кустарник или декоративное травянистое растение называют одиночной посадкой или солитером. В партерах и на открытых участках одиночно высаживают красиво и обильно цветущие кустарники, деревья с оригинальной формой кроны или цветной окраской листьев, стволов и побегов.
В траншеях для живых изгородей саженцы размещают по натянутому шнуру. После посадки крону кустарников подрезают.
Для создания древесных массивов и групп используют стандартные сеянцы одно-, двухлетнего возраста. Перед их посадкой подрезают поврежденные корни и обмакивают корневую систему в земляную или торфяную жижу, чтобы избежать пересыхания корней.
Сеянцы высаживают вручную или с помощью машин. Ручная посадка ведется двумя способами: с комом земли или с оголенными корнями, для чего применяют меч Колесова или мотыгу. При посадке под мотыгу один рабочий поднимает ею пласт земли, а сажальщик заправляет в образовавшуюся щель корневую систему сеянца. Затем мотыгу вынимают, поднятый пласт опускается, на него наступают ногой и таким образом прижимают корни.
Самое лучшее время года для посадки растений - весна, в период после оттаивания почвы до начала распускания листьев. Однако из-за непродолжительности весеннего посадочного периода приходится вести эти работы и осенью - с начала массового листопада до наступления морозов.
Перед посадкой в дно ямы забивают кол длиной 2-2,5 м, толщиной 3-5 см, к которому потом подвязывают саженец. До посадки необходимо тщательно осмотреть каждое деревце, поврежденные корни подрезать наискось острым ножом. Посадку лучше всего производить вдвоем: один рабочий опускает дерево в центр ямы и держит его во время засыпки, слегка потряхивая, чтобы земля лучше заполняла пустоты между корнями; второй рабочий засыпает яму землей и утаптывает ее от краев к центру. Сажать дерево надо так, чтобы шейка корня была выше краев ямы на 5-10 см. После посадки вокруг ствола делают поливную лунку, отгороженную по краям ямы земляным валиком высотой 6-10 см.
Или трескунд, сирень, форзиция, ясень), кленовые (клен), магнолиевые (магнолия, тюльпанное дерево и лимонник), платановые (платан), камнеломковые (чубушник, или жасмин, дейция, гортензия, смородина), лютиковые (пион и ломонос, или клематис), барбарисовые (магония и барбарис), сумаховые (скумпия и сумах), конскокаштановые (конский каштан), самшитовые (самшит), липовые (липа), лоховые (лох и облепиха), тутовые (шелковица, или тут), виноградовые (виноград и девичий виноград), аралиевые (плющ), другие менее распространенные семейства,
Среди многообразия цветов особое место занимают розы. По богатству форм, аромату, окраске и обилию цветков, а также продолжительности цветения им нет равных среди цветочных культур. Розы считаются одной из самых древних культур - их выращивают с незапамятных времен. Их высаживают в садах, парках и скверах, вдоль дорог, у домов, на территориях заводов и фабрик, школ и детских учреждений.
Декоративные сорта и формы роз объединены в садовые группы, которых насчитывается до 30. Познакомимся с наиболее распространенными из них.
Парковые розы - самые неприхотливые и морозостойкие, зимующие без укрытия. Большая часть этих сортов цветет один раз в году - в начале лета. Обильное цветение парковых роз сопровождается чудесным ароматом. Самыми распространенными сортами являются: роза морщинистая, или ругоза, Голден Кинг, Жорж Кен, Анри Мартен, Ален Бланшар, Джульет и Дамасская роза.
Важным декоративным элементом является ствол дерева. Его декоративные свойства определяются степенью очищенности от ветвей, характером ветвления, цветом и фактурой поверхности. Чем выше на стволе начинаются ветви, тем более он очищен. Деревья с плохо очищенными стволами лучше всего используются для создания живых изгородей.
Рассматривая возможность применения древесных растений для озеленения, следует учитывать и некоторые нежелательные свойства: засорение территории плодами (тополь, платан, шелковица, каштан конский и др.), опасность повреждения кожи колючками или листьями (гледичия, опунция, юкка).
Степень декоративности древесных растений зависит и от формы кроны. Известны два типа кроны: регулярный и иррегулярный. К первому типу относятся кроны с четкими геометрическими очертаниями: пирамидальные (ель обыкновенная, тополь пирамидальный и пихта сибирская), цилиндрические или конические (туя западная, клен красный и можжевельник обыкновенный). Шарообразные (зонтичная белая акация, шелковица белая и софора японская) и особенно красивые - плакучие (софора плакучая и шелковица белая плакучая). Ко второму типу кроны относятся такие, которые имеют нечеткие, живописные очертания - береза бородавчатая, бук лесной, ива. Силуэт кроны в различные периоды жизни дерева может меняться под влиянием солнечного освещения, преобладающих ветров и ряда других причин.
Трудно отвести взгляд от Большого водопада, который находится в центральной части парка. Вода к нему поступает из Верхнего пруда, проходя через специальные гидросооружения. Падая с четырнадцатиметровой высоты, вода разбивается на мельчайшие брызги, которые в лучах солнца играют всеми цветами радуги. Неумолкающий шум падающей воды, игра света в водяных струях на фоне камней и сочной зелени - все это оказывает магическое действие. Посетители парка подолгу любуются Большим водопадом.
Конечно, родную природу любят все. Но рабочие зеленого строительства к ней ближе других, они могут помогать ей, совершенствуя окружающую среду. Мы не просто наблюдатели,
Главная аллея все дальше ведет вглубь парка. Кажется, ей не будет конца. Но вот впереди неожиданно возникает одно из красивейших зданий парка - павильон Флоры. Сквозь просветы колоннады павильона открывается вид на Нижний пруд, берега которого облицованы серым гранитом. Над зеркальной поверхностью воды возвышается камень с чугунной скульптурой огромного змея. Двадцатиметровая струя фонтана Змея видна почти из любого уголка парка.
К особенностям садово-паркового искусства
Японии относятся:
1) типологичность;
2) традиционность;
3) символизм;
4) образная трактовка природы;
5) связь с
живописью;
6) канонизация композиционных приемов в использовании парковых компонентов — камней, воды, растительности, сооружений.
Отправной точкой формирования садов последних двух периодов является положение дзен-буддизма, согласно которому красота природы есть одна из форм постижения истины. Это способствовало обострению эстетического восприятия, выработке поэтически-метафорического способа мышления. Сады должны были располагать к созерцанию, вызывать чувство эмоционального отклика. Основным композиционным принципом, так называемым принципом неопределенности, было создание гармонического равновесия всех элементов сада, в котором есть и свобода, и порядок, и движение, и покой. Его можно сформулировать как отрицание равенства: объем но-пространственные - элементы сада не должны быть одинакового размера, в их размещении недопустима симметрия.