Большие возможности малых машин
Одна из нынешних тенденций рынка дорожной и строительной техники состоит
в том, что на нем появляется все больше и больше малогабаритной, или
мини-техники, которая отличается большим разнообразием как по
назначению, так и по принципу действия.
Сегодня малогабаритную технику во все больших объемах выпускают такие
ведущие производители строительной и дорожной техники, как "Bobcat",
"Caterpillar", JCB и многие другие. В чем секрет ее возрастающей
популярности?
Об этом мы беседуем с заведующим кафедрой "Дорожностроительные машины" Московского автомобильно-дорожного института (ГТУ) профессором Геннадием КУСТАРЕВЫМ.
- В условиях рынка спрос на те или иные машины во многом определяется экономикой. Малогабаритная техника в этом плане оказывается в очень выгодном положении, потому что стоит гораздо дешевле своих крупных собратьев, и если раньше строительная или ремонтно-строительная фирма была вынуждена брать большие машины, то теперь во многих случаях приобретаются именно малогабаритные.
Кроме того, такую технику выгодно стало брать в аренду. Например, сегодня очень часто миниатюрные машины арендуют на день-два для выполнения определенного вида работ. Благодаря тому, что эти машины миниатюрны, нет проблем с доставкой их на тот или иной объект, поскольку не требуются специальные автомобили, как для перевозки большой техники.
Среди любопытных особенностей мини-техники можно отметить ее универсальность. Если крупные машины более специализированы (например, одноковшовый экскаватор нигде более не применяется, кроме как при выполнении земляных работ), то одна и та же малогабаритная машина оказывается в самых различных условиях применения. Поэтому все чаще в тех случаях, когда нужно обслуживать то или иное хозяйство, администрация приобретает универсальную малогабаритную машину, которая выполняет практически все, что нужно: зимой - чистит снег, летом -убирает и моет дороги, подстригает газоны, кусты и кроны деревьев, может выполнять погрузочно-разгрузочные и земляные работы - прорыть траншею, разровнять грунт и т.д.
Такие машины могут иметь в своем арсенале более двадцати видов сменного оборудования! Поэтому их часто приобретают дома отдыха, санатории, дачные поселки и кооперативы, где всегда нужно что-то делать на территории.
Много мини-техники работает в коммунальном хозяйстве и в аэропортах, и на аэродромах, в том числе даже малогабаритные буксировщики самолетов!
Огромное количество мини-техники применяется при погрузочно-разгрузочных работах - это различные подъемники, которые работают на складах, в крупных магазинах, в аэропортах.
Машины для дорожных, земных работ
Но конечно же наибольший интерес среди строительных и дорожностроительных организаций вызывают миниатюрные машины для земляных, дорожных и других традиционных для отрасли работ.
- На различных строительных выставках сегодня все чаще встречаются миниатюрные, почти игрушечные, экскаваторы. Каковы возможности этих малюток?
- Они обычно выполняют рытье, выемку, отгрузку грунта, его разравнивание и т.д. Причем делают это в различных условиях - как на уровне земли, так выше или ниже уровня своего размещения. В первом случае - это насыпи, холмы и т.д., во втором - траншеи, котлованы, подземное пространство. Их преимущество заключается в том, что они проникают туда, куда не может проникнуть ее "большой брат".
Миниатюрные экскаваторы
Миниатюрные экскаваторы выпускают как с кабинами для оператора, так и без кабин, они могут быть как на колесном, так и на гусеничном ходу (например, производства компании "Bobcat"). При своих небольших габаритах эти машины могут откапывать довольно глубокие траншеи - порядка двух и более метров глубиной. Понятно, что в траншеях такой глубины землекопу работать крайне неудобно, тем более что они могут быть весьма узкими. А большой экскаватор во многих случаях не может развернуться на тесной площадке.
Однако помимо мини-экскаваторов все чаще земляными работами начинают заниматься миниатюрные погрузчики. Эти погрузчики, даже колесные, отличаются тем, что могут совершить поворот на месте (так называемый бортовой поворот) - за счет разности в частоте вращения колес по правому и левому борту. За счет смены рабочего оборудования эти погрузчики применяются для многих видов работ. Для земляных работ на него навешиваются ковши, как на обычный экскаватор. Или такая схема: спереди - ковш для погрузки, сзади - стрела для копания.
- То есть на лицо та самая универсализация, о которой вы говорили ранее?
- Да. Раньше эти машины считались предназначенными исключительно для погрузочно-разгрузочных работ, а теперь благодаря сменяемым рабочим органам они становятся и уборочными машинами, и снегоуборочными, разравнивают асфальт при укладке, подстригают деревья и кусты, имеют различные захваты и даже при необходимости выполняют функции бетономешалки.
Кстати, сегодня, для того чтобы заменить рабочие органы таких машин, не нужно откручивать гайки или болты - они оснащены специальными захватами, которые по команде из кабины отцепляют одно сменное оборудование и зацепляют и устанавливают в рабочее положение другое. Поэтому на смену рабочего органа уходят считанные минуты.
Эта концепция сменного оборудования прорабатывалась на нашей кафедре давно, около тридцати лет назад, но воплощение получила лишь сегодня, да и то в зарубежных моделях машин. Среди интересных инструментов стоит назвать, например ковши с челюстным захватом - с виду обычный экскаваторный ковш, но при необходимости он разделяется на две части и может захватывать те или иные предметы, словно челюсть, - бревна, столбы, камни, бетонные блоки и т.д.
Есть и такие мини-машины, которые оснащены манипуляторами - тот же, скажем, челюстной ковш или специальный захват может поворачиваться в любом направлении. Это позволяет нужным образом ориентировать предметы в пространстве. Например, взять столб, поднять, повернуть его вертикально и опустить в подготовленную для его установки яму.
Такие машины применяются для самых разных видов работ - при реконструкции, разборке завалов, посадке деревьев, прокладке труб, а также для работы в опасных для человека условиях. Причем в последнем случае они могут управляться дистанционно. К слову, дистанционное управление сегодня все чаще используется в миниатюрных машинах. Это имеет смысл потому, что обычно радиус перемещения таких машин в процессе работы, как правило, невелик и оператор вполне может управлять ими со стороны. В этом случае отпадает необходимость оборудовать сложную - а значит, и дорогую - виброзащищенную кабину (особенно когда речь идет о виброуплотняющей мини-технике), руль, рычаги управления. Пульт дистанционного управления заметно снижает стоимость такой машины.
Сегодня уже выпускается немало моделей дистанционно управляемых малогабаритных экскаваторов, подъемников, небольших подъемных кранов.
- Вы упомянули о виброуплотняющей мини-технике - а насколько востребованы и распространены миниатюрные машины для устройства и ремонта дорожных покрытий?
- Так же как и в крупногабаритном исполнении, существует группа машин для ремонта и устройства дорожных покрытий в мини-варианте. Если задача первых - быстро, производительно, качественно строить большие дороги, то вторые делают то же самое на тротуарах, узких парковых дорожках и т.д., а также и на больших объектах, где требуется выполнить небольшой ремонт дороги. Используют их и тогда, когда нужно проложить коммуникации, а затем восстановить поврежденное покрытие. Все это гораздо удобнее и дешевле делать, используя именно малогабаритные машины.
Они позволяют, например, при ремонте участков дороги, особенно небольших, безболезненно для окружающего дорожного покрытия вырезать подлежащую замене его часть, очистить, удалить пыль, уложить новый асфальт уплотнить и т.д. Для всего этого созданы определенные наборы инструментов, которые могут устанавливаться на мини-технику. В том числе фрезы, алмазные диски и другое.
К такому типу относятся, например, машины для обработки швов и трещин на дорожных покрытиях. Эти машины похожи на большую "болгарку". Их высокопрочные режущие диски быстро и аккуратно прорезают в нужных местах дорожное покрытие. И, главное, при их работе не остается трещин в дорожном полотне, которые неизбежно образуются при использовании отбойных молотков. Да и для здоровья оператора такая машина безопасна в отличие от отбойного молотка, который оказывает вредное вибрационное воздействие на организм человека.
Заменить асфальтовое или цементно-бетонное покрытие, прорыть траншею, уложить бордюрный камень и т.д. и т.п. - все это позволяют сделать такие машины без грохота и вибраций. Кроме того, существуют продувочные, очистительные и другие машины, участвующие в процессе ремонта дорожного покрытия. Так же нарезаются температурные швы в цементобетонном покрытии.
Интересные мини-машины появились и для укладки асфальтобетона. Они могут работать на сооружении тротуаров, причем выполняя все так же, как это делается и при строительстве больших дорог. Это существенно, потому что раньше тротуары сооружали вручную. Конечно, и качество, и производительность при работе мини-машины гораздо выше.
Для загрузки асфальта на малогабаритный асфальтоукладчик используется специальная, также малогабаритная, техника, например погрузчики. Американцы, к примеру, выпускают для этого специальные перегружатели, в которые высыпают асфальтобетонную смесь из самосвала и которые по поворотному транспортеру подают ее в бункер асфальтоукладчика.
Мини-катки
Широкое распространение в последние годы получают и мини-катки. Их используют для работы как с грунтами, так и с материалами дорожных покрытий. Сегодня почти все фирмы, производящие большие катки, стали выпускать и "братьев их меньших" - спрос рождает предложение.
Многие выпускают так называемые тандемные мини-катки - это когда и спереди, и сзади установлены совершенно одинаковые по размеру, массе, вибрации и т.д. вальцы. Такой каток работает симметрично как при проходе вперед, так и назад. К тому же они могут применять метод так называемого "собачьего хода" - когда оба вальца поворачиваются параллельно на небольшой угол и каток движется несколько боком, что напоминает аллюр некоторых собак. Благодаря этому суммарный захват катка становится шире, чем при прямом ходе.
Многие мини-катки могут работать в траншеях, когда нужно утрамбовывать грунт при их заделке, а также непосредственно возле стен зданий. В последнем варианте выпускаются катки, вальцы которых с одного бока не имеют выступающих крепежных конструкций - они крепятся консолью лишь с одной стороны катка.
Мини-катки, так же как и их "большие братья", производятся как с жесткими, так и с пневматическими вальцами.
- Складывается впечатление, что нынешние малютки мало в чем уступают своим более крупным "сородичам", только "силенки" поменьше?
- Самое-то любопытное - и это еще одна тенденция, замеченная среди малогабаритных машин, а в последнее время они начинают по производительности соперничать с машинами среднего класса, постепенно совершенствуясь и в конструкции.
Мы, например, на нашей кафедре, пришли к идее создания малогабаритной машины, которая может либо раздвигаться, увеличивая захват рабочего пространства, либо сочленяться с другой такой же машиной и таким образом выполнять работу вместо более крупных аналогов. В такой машине не требуется места для оператора, поскольку управляется дистанционно. Она, например, может двигаться непосредственно за асфальтоукладчиком и уплотнять достаточно широкую дорогу за один проход.
А вот еще одна ситуация, где мини-машины просто незаменимы. При реконструкции дорог зачастую бывает необходимо прокапывать узкие и достаточно глубокие - более полутора метров глубиной - траншеи. А потом их нужно засыпать. Но если в процессе засыпки после каждого нового слоя ее не утрамбовывать, со временем весь засыпанный грунт просядет и дорога будет повреждена. Нередко, к сожалению, так и происходит, потому что хорошо уплотнить грунт с помощью ручных трамбовок в узкой траншее очень непросто.
Наши специалисты специально для таких ситуаций разработали сверхмалогабаритный каток шириной всего в полметра, который при необходимости за счет раздвижных секций можно увеличивать в ширину до одного метра. Он навешивается на экскаватор, в том числе и на малогабаритный, опускается в траншею и уплотняет грунт. При этом экскаватор, который его удерживает, движется параллельно траншее. Сам же каток управляется дистанционно.
Машины-камнедробилки
Помимо вышеназванных дорожных мини-машин с традиционными функциями существует и несколько довольно специфичных видов. В частности, машины-камнедробилки. Для них имеется специальный ковш-насадка, который, собственно, и является камнедробилкой. Такая техника находит применение при утилизации различных строительных и дорожностроительных отходов - камней, кусков бетона, асфальта, бордюрного камня и т.д. Их применяют непосредственно на объектах, где образуются отходы (например, в зоне ремонта дороги), чтобы не возить эти материалы куда-то далеко на свалку. Раздробленный камень уже в виде щебня можно тут же использовать для ремонта дороги.
Еще одна группа малогабаритных машин - весьма, надо сказать, редко встречаемых на российских просторах - предназначена для выпуска дорожностроительных материалов, к примеру, тротуарной плитки. Такую машину я видел в Венгрии, там ее называют "несушкой", потому что она производит плитку и выкладывает ее на то место, где только что стояла, словно плодовитая курица оставляет за собой яйца. В машину загружается определенная смесь материалов, внутри нее малогабаритный вибрационный стол и формы разной конфигурации, которые можно быстро сменить. Потом, когда плитка затвердевает, ее собирают и отвозят на место укладки. Хотя, если подготовить основание, можно сразу получать готовые участки тротуара - нужно только дать определенное время для твердения цемента.
- Кстати, о тротуарах. Еще не так давно мне часто приходилось наблюдать зимой, как здоровенный трактор "Беларусь" со снегоуборочным скребком впереди пытается очистить от снега узенький тротуарчик, для чего ему одним боком приходится ехать по тротуару, а другим - по проезжей части, поскольку полностью он там не помещается. На результат такой "уборки" смотреть без слез невозможно. Надо полагать, мини-техника сегодня уже приходит на помощь коммунальным службам?
- Конечно. С каждым годом мини-машин для жилищно-коммунального хозяйства производится все больше, и при этом, как я уже говорил, они сами становятся более универсальными. Эта техника предназначена для обслуживания территорий, дорог, тротуаров, зданий - как снаружи, так и внутри, а также аэропортов. Миниатюрные железные помощники умеют сегодня многое, не только подметать, чистить, мыть и убирать, но и подстригать газоны, кусты, деревья, измельчать для последующей утилизации ветки...
Они создаются для того, чтобы везде, где только можно, заменить ручной труд уборщиков и других специалистов невысокой квалификации.
Любопытные малогабаритные машины появляются за рубежом для работы со снегом. Кстати, и у нас на кафедре ведутся аналогичные работы. Это снегоуборочные машины, которые собранный с дороги снег не выбрасывают, а сжимают с помощью специального пресса и превращают в очень плотные брикеты. Японцы, к примеру, используют брикетированный снег для разных целей, в том числе в холодильных машинах.
Вообще, если разобраться, то у нас, в России, складывается весьма странная картина. Зимой мы имеем много снега - дармового охладителя, который вывозим, тратим много сил и энергии на его растапливание, сливая воду в канализацию (что создает дополнительную нагрузку на очистные сооружения). А летом, когда наступает жара, напротив, тратим уйму энергии, чтобы охлаждать - продукты, воздух, воду. В то же время брикетированный снег может долго сохраняться - под большим давлением он многократно уменьшается в объемах и достигает практически плотности льда. Его без особых проблем можно сохранить до лета в брикетированном виде и в жару использовать в холодильных машинах для снижения энергозатрат на поддержание холода.
- Идея замечательная, только, похоже, в России до ее осуществления пока что далеко - у нас предпочитают повышенные энергозатраты перекладывать на плечи потребителей...
- Тем не менее брикетирование снега в любом случае выгодно - существенно меньше становятся затраты на перевозку, поскольку его объем уменьшается во много раз. При этом - по той же причине малого объема брикетов - не обязательно его растапливать прямо сразу, во время обильных снегопадов. Можно просто сложить в определенном месте эти брикеты, а растопить их позже, без спешки и больших затрат энергии. Хотя, конечно, лучше найти ему гораздо более выгодное применение, как это делают японцы.
- Хочется верить, что со временем и у нас так же будет - надо же когда-нибудь начать рачительно относится к той среде, которая нас окружает.
Спасибо за интересный рассказ!
Читайте также: Гусеничные экскаваторы case. мощность. надежность. экономичность | Добыча и обработка штучного камня | Дозаторы и смесительные машины | Транспортировка бетонной смеси | Оао Завод Строидормаш: современные строительные машины для российского рынка | Добыча нерудных строительных материалов методом гидромеханизации.
Информация по теме:
– Арматура, которая есть и которая будет
– "Дорогие" энергосберегающие лампы дорогого стоят
– Эффективная теплоизоляция для плоской кровли
– Эффективная теплоизоляция для плоской кровли
Своё мнение: