Строительный контроль: советы начинающим
Юрий Орленко, инженер по надзору за строительством 000 «Лаату»
Вы - начинающий инженер строительного контроля, по-старому технадзора. Не знаем, как вы им стали: то ли прямиком с институтской скамьи, то ли через тернистый путь прораба. Объективный факт один —теперь вы будете контролировать и принимать работу своих коллег - строителей. Как эффективно работать в такой ситуации? Расскажем о трёх основных постулатах успешного строительного контроля, которые помогут вам профессионально выполнять свои обязанности и при этом не быть объектом неприязни со стороны прорабов.
Пункт первый: «стеклянная стена».
Эту часть особенно внимательно следует читать тем, кто сам раньше был прорабом. Всегда держите в голове, что вы теперь представитель заказчика, а не подрядчика. Ваше дело - выявлять нарушениям проблемы подрядчиков и их прорабов вас волновать не должны. Хотите вы того или нет, но вы теперь находитесь в некоторой оппозиции к прорабам и их задачам.
Те, кто был прорабом, знают, что основная мотивация последних - выполнение максимальных объёмов работы в минимальные сроки. Оттого, насколько успешно прораб выполнит своё задание, напрямую зависит его карьерный рост. По закону прорабы точно так же, как и инженеры строительного контроля ответственны за качество работ. На практике же, в большинстве случаев подрядчики обращают внимание лишь на объём и сроки работ. Неудивительно, что при таком раскладе у отдельных недобросовестных представителей прорабского братства вопросы качества отходят на второй план. И в такой ситуации не принявший работу инженер строительного контроля становится их злейшим врагом.
Чтобы помешать инженеру строительного контроля выполнять свои обязанности, отдельные нерадивые личности могут использовать психологическое давление. Чаще всего это банальное давление на жалость. Уговаривая инженера строительного контроля пропустить какой-нибудь брак, прораб может начать рассказывать о сидящих дома голодных детях, возможном лишении премии в случае срыва сроков работ, увольнении и т.д. И не каждый выдерживает подобной хитрости - ну как не помочь коллеге? Но поддаваться на эти уловки всё равно, что признать себя профнепригодным.
Другой способ склонить инженера строительного контроля к непотребству слегка изощрённей. Не секрет, что на строительных площадках зачастую бывают весьма стеснённые условия. И тогда прорабы и инженеры строительного контроля обретаются в одном вагончике, вместе пьют кофе, обсуждают футбол, тачки и железобетонные конструкции. Хочешь, не хочешь, но за время тесного общения люди привыкают друг к другу. Посмотрит такой прораб - товарищ на инженера строительного контроля с укоризной и скажет: «Эх,Лёха, еще вчера мы ели суп за одним столом, а сегодня ты не хочешь принять у меня фундамент из-за каких-то вшивых трещин?» Дрогнет Лёха и примет фундамент, а потом они снова будут сидеть вместе и есть, но уже не в вагончике и не суп.
Вот мы и подошли к раскрытию смысла выражения «стеклянная стена». Инженер строительного контроля должен отгородиться невидимой стеной от чувств и проблем строителей. Его должно волновать только качество работ, потому что если он будет потакать своим горе - коллегам, то из локальной неудачи непутёвого строителя, проблема быстро перерастёт во всеобщую.
Причем эта стена должна иметь ещё и физическое выражение. Требуйте от своего начальства предоставить вам отдельное помещение для работы, чтобы вы как можно меньше общались с прорабами в неформальной обстановке и как можно больше в рабочей. Даже если вам не удалось дистанцироваться от прорабов физически, нужно постараться сделать это мысленно.
Отдельным пунктом запишите себе: не принимать подарков! Вам могут предлагать всё, что
угодно: настенный календарь, бутылку молдавского коньяка, букет цветов, подвоз на машине до метро. Отказывайтесь, это ставит вас в зависимость от прораба, идёт в ущерб профессиональным обязанностям и имеет далеко идущие последствия.
Пункт второй: постоянное повышение уровня профессиональной подготовки.
Да, вот такая «банальность». По уровню знаний инженер строительного контроля должен быть на голову выше тех прорабов, с которыми он работает. Если же это не так, то может произойти, например,такая ситуация. На ваше неосторожно сделанное замечание прораб, хорошо знакомый с исполнительной и нормативной документацией, прилюдно обнажит ваши пробелы в знаниях, ткнув лицом в первоисточники. И всё, ваша репутация на строительной площадке будет подорвана навсегда. В такой ситуации ни о какой слаженной работе с прорабами не может быть и речи.
Как же этого избежать, мой юный или не очень инженер строительного контроля? Есть два способа: экспресс и грамотный.
Способ - экспресс применяется в экстренных случаях. В таких же случаях, в каких обычно применяется экспресс - лапша быстрого приготовления - когда больше нечего есть. Итак, ситуация: вас срочно срывают с места и зовут на приёмку какой-то конструкции. К своему ужасу, вы осознаёте, что у вас в голове мало информации по этой конструкции. Придумав благовидный предлог, и тщательно скрывая нарастающее чувство беспокойства, вы говорите, что задержитесь на 10-15 минут. Когда вы остаётесь один, вы быстро хватаете со стола проектную документацию по данному виду работ, план производства работ, технологическую карту, соответствующий СНиП и читаете, читаете, читаете... Надеюсь, не надо объяснять, что все документы должны быть у вас под рукой. Набравшись знаний, смело идёте освидетельствовать конструкции.
А вот грамотный способ. Суть его состоит в том, что ко всему нужно готовиться заранее и не доводить дело до критической ситуации. Это не значит, что надо пытаться зазубрить всю проектную документацию, всё равно в голове это никто не удержит. Смотрите в график производства работ. Если вы знаете, что в апреле у вас начинаются работы по металлоконструкциям, начать готовиться к этому захватывающему действу вам следует уже в марте. Чтобы в процессе повторения знаний их тут же благополучно не забыть, заведите себе блокнотик. В него вы будете записывать всё самое важное. И пусть этот блокнотик всегда будет при вас в кармане спецовки. В него можно вносить как требования строительных нормативов вообще, так и требования уникальные для конкретной стройки.
Внимание: тестовое задание по итогам пункта. Прораб задаёт вам каверзный вопрос по нормативной документации, ответ на который не может дать ваш блокнотик, но зато смутно помнит ваша голова. У вас есть два варианта: ответить сразу, но с большой возможностью ошибиться или же взять время на раздумье. Какой вариант верный? Кто выбрал долгий вариант, тот прав: в идеале инженер строительного контроля вовсе не должен ошибаться. Дотошный прораб может проверить ваш скоропалительный ответ и, найдя ошибку, уличить вас в непрофессионализме. Пострадает репутация. Впрочем, если вы обратились к первоисточникам и всё равно дали неправильный ответ - тут уж наши рекомендации вам не помогут.
Конечно, книга - источник знаний, но не документацией единой жив инженер строительного контроля. У него всегда есть коллеги, жаждущие помочь начинающему специалисту, отзывчивый и обстоятельный непосредственный начальник. Поэтому в случае затруднений обязательно пользуйтесь подсказкой «звонок другу». Но делать это надо так, чтобы не видели те, чью работу вы проверяете.
Пункт третий: грамотно спланированное рабочее время.
С чего начинается утро? С зарядки! А рабочий день на стройке для инженера строительного контроля должен начинаться с того, что он берёт в руки планшет, бумагу и делает обход по стройке. Дальше он как заправский акын что видит, то и поёт: записывает, что происходит у него на стройке.
Вернувшись в свою бытовку, инженер строительного контроля решает, какие шаги ему предпринять по каждой записи, что посмотреть в нормативной и проектной документации. Хороший инженер строительного контроля должен знать все процессы, которые в данный момент происходят на строительной площадке. Для этого надо регулярно нарезать круги по стройке, а не сидеть в вагончике, наживая геморрой. Заодно, прогулка на воздухе поможет скинуть вес. Может возникнуть вопрос: для чего всё это делать, если операционный контроль осуществляют прорабы, и обязанностью строительного контроля заказчика он не является? Иллюстрация на примере: строим гипермаркет. На стройке выполнили укладку 20000 квадратных метров плитки. И уже после того, как работа была сделана, к прорабу подошёл инженер строительного контроля и тихим вкрадчивым голосом сказал: «Ребята, у вас цвет не тот». Высшим пилотажем для инженера строительного контроля будет, если он станет пресекать нарушения на стадии их зарождения. Иногда такими действиями он сможет заслужить даже благодарность тех, кого он контролирует. Что будет лучше: если инженер строительного контроля заметит, что раскрытие трещин на железобетонных колоннах больше допустимого по СНиПудо монтажа или уже после? Вопрос риторический.
И ещё: тщательно планируйте свои задания. В этом вам поможет ежедневник. Удачи!
Информация по теме:
– Москва готова принять ЭКСПО-2010
– Достойный юбилей
– В прекрасное далеко
– II Всероссийская конференция по бетону и железобетону
Своё мнение: