"Монофлексы" френкеля: гибкая монолитность
При строительстве тоннелей метрополитена их внутренняя поверхность
выкладывается из тюбингов, каждый из которых стыкуется с соседними. На
каждый погонный метр тоннеля приходится 37 погонных метров стыков. И
если эти стыки не заделать, не загерметизировать, то тоннель будет
заливать водой.
Обычно эти стыки в тоннелях зачеканивали свинцом. Но это дорого, трудоемко, не производительно. Но на смену этой технологии пришла более прогрессивная, получившая название "Монофлекс". Ее свыше 20 лет назад разработал кандидат технических наук, ныне - руководитель ООО "НПК Монофлекс Френкеля", Давид Яковлевич Френкель.
В основе технологии два материала: "Монофлекс А Френкеля" и "Монофлекс Е Френкеля".
"Монофлекс А"
"Монофлекс А" - это сухая, безусадочная смесь, изготавливаемая из цемента, песка и специальных химических добавок. Она предназначена для ремонтных, восстановительных, гидроизоляционных работ, заделки трещин, раковин, отколов, разрушений бетонных и железобетонных конструкций в дорожном строительстве, метростроении, тоннелестроении, мостостроении, в строительстве при ремонте железобетонных водоводов, станций аэрации и очистных сооружений, портовых конструкций, при строительстве могильников био - и радиоактивных отходов, в реставрационных работах.
"Монофлекс Е"
"Монофлекс Е" - это герметизирующий состав, предназначенный для использования в качестве адгезионного подслоя, который действует как связующий материал между существующим основанием и новой смесью "Монофлекс А", а также для устройства наружной гидроизоляции железобетонных конструкций и тоннелей, фундаментов, труб, антикоррозийного покрытия, заделки микротрещин в металлоконструкциях и железобетонных изделиях. Это полимерный материал, он не просто склеивает, а вступает в химическое взаимодействие со старым и с новым бетоном.
Название "Монофлекс" означает монолитно-гибкое соединение. Такой стык с виду твердый, но на самом деле за счет тонкого слоя "Монофлекс Е Френкеля" он получается пластичным.
Поэтому при строительстве тоннелей метро, к примеру, удалось получить пластичные соединения между стыками тюбингов, с одной стороны, благодаря самим составам, а с другой - с помощью "Гидротона", устройства, которое позволяет все выполнить механизированно. Эта установка - ГК-777 "Гидротон" - предназначена для приготовления и подачи составов "Монофлекс" при гидроизоляции стыков железобетонных и чугунных конструкций. Она применяется на различных объектах строительства, а также в метростроении для замены ручной чеканки стыков.
В метростроении есть такой важный процесс, как первичное, или контрольное, нагнетание: пространство между тюбингами и грунтом заполняется, чтобы не было просадок поверхности грунта. Кроме того, это один из способов гидроизоляции, который позволяет избежать протечек в тоннеле. Теперь контрольное нагнетание также стали выполнять с помощью цемента и добавок Френкеля. А после контрольного нагнетания швы зачеканиваются
"Монофлексами Френкеля", и таким образом собранная из тюбингов конструкция тоннеля превращается в сборно-монолитную. При этом маленькие пластичные прослойки "Монофлекса Е" делают тоннель как бы гибким, пластичным.
Материалы "Монофлекс Френкеля"
Материалы "Монофлекс Френкеля" обладают поистине уникальным сочетанием полезных качеств. Они водонепроницаемы, морозостойки, прочны, гибки, долговечны, характеризуются ранними сроками схватывания, быстро набирают прочность, обладают высокой адгезией.
В результате они дают возможность соединения нового бетона со старым с минимальной опасностью разрыва, практически не дают трещин, обладают гораздо большей долговечностью по сравнению с обычным бетоном и эпоксидными продуктами, имеют высокую прочность как на сжатие, так и на растяжение.
Технология "Монофлекс Френкеля"
Технология "Монофлекс Френкеля" - это механизированное приготовление смеси и механизированное заполнение под давлением 0,5-0,6 МПа стыков, отверстий и сколов при ремонте железобетонных конструкций. Производительность механизированного способа нанесения гидроизоляции смесью "Монофлекс Френкеля" в два раза выше ручного способа. А в сравнении с чеканкой стыков старыми методами, обладает просто огромными преимуществами. К примеру, если бригада метростроителей за смену обычным методам делает изоляцию не более 2,5 метра тоннеля, то по методу Френкеля удается изолировать до 15-17 погонных метров тоннеля. И главное, что получается все не только быстро, производительно, но и очень качественно.Технология "Монофлекс" была впервые регламентирована "Рекомендациями по применению безусадочного цемента для гидроизоляции стыков сборных обделок тоннелей метрополитенов механизированным способом", утвержденным Главтоннельметростроем 10.03.1987 г. Она имеет гигиеническое заключение и пожарный сертификат, сертификат соответствия Госстроя России, защищена патентами России, Белоруссии, США.
Опыт применения технологии "Монофлекс" в строительстве гидротехнических сооружений (очистные, бассейны, резервуары и т.д.) насчитывает порядка двух десятилетий, в метростроении она используется уже более 10 лет.
Вообще же область применения этого материала чрезвычайно широка. Особенно ко двору пришлась эта технология в транспортном строительстве. "Монофлекс Френкеля", как уже было сказано, используют при гидроизоляционных работах под землей (тоннели, гаражи, шахты), для чеканки стыков сборной железобетонной и чугунной обделки и изоляции деформационных швов тоннелей закрытого и открытого типа.
В аэропортах с их помощью проводят ямочный ремонт сколов и шелушения, а также замену поврежденных участков взлетно-посадочных полос, устраивают температурные и деформационные швы на ВПП. Помогают они и при ремонте дорог, заделке трещин, раковин, сколов, устройстве деформационных швов, восстановлении колонн и перекрытий мостов и эстакад.
Не обходятся без продуктов "Монофлекс Френкеля" и объекты железнодорожного транспорта: от мостов и путепроводов до пассажирских платформ и даже железобетонных шпал, которые также ремонтируют с помощью этих замечательных материалов.
Ну, и конечно же используются, причем очень интенсивно, "Монофлексы" в промышленном и гражданском строительстве для гидроизоляции, ремонта и химической защиты, усиления фундаментов зданий и сооружений, при ремонте кирпичных и железобетонных конструкций, заделке стыков, а также в целом ряде других похожих ситуаций - всего не перечислишь.
Однако лучше всего могут дать оценку материалу те, кто с ним постоянно работает. Вот несколько таких отзывов.
Главный инженер ОАО "Мосметрострой" Б. Яцков:
- На протяжении почти двадцати лет на различных объектах Московского метрополитена велись строительные работы с применением материалов и технологии "Монофлекс Френкеля" - вначале, с 1987 по 1997 г., в качестве экспериментального апробирования, а впоследствии осуществлялось более широкое их внедрение.
При этом происходило усовершенствование самих материалов, отрабатывались технологические приемы и операции, внедрялось новое оборудование.
В настоящее время материалы и технология "Монофлекс Френкеля" используются на участке от станции Трубная до станции Достоевская Люблинско-Дмитровской линии на станции Строгино.
Сегодня можно с уверенностью констатировать, что при обследовании состояния чеканки стыков обделки на перегонах станций Киевская - Парк Победы, станций Римская - Крестьянская застава выявлено явное преимущество материала "Монофлекс Френкеля" в сравнении с ранее применяемым БУСом. Не обнаружено характерных высолов, отсутствуют деформации и протекания стыков в течение более десяти лет.
По технологии "Монофлекс Френкеля" были также выполнены гидроизоляция стыков, сборные железобетонные обделки, чугунные обделки, контрольные и уплотнительные нагнетания в заобделочное пространство, а также частичная замена заржавевших болтов оригинальными приемами раскалывания гидравлическими инструментами на перегоне от станции Трубная до станции Достоевская.
Учитывая огромные затраты времени и ручного труда на операции очистки стыков тюбингов и поверхности их традиционными способами, следует особо отметить предложенный способ водопескоструйной очистки под высоким давлением, сокращающий время и трудоемкость процесса в десятки раз.
Крайне убедительна и эффективна предложенная замена свинцового шнура при стыковке чугунных тюбингов, эксплуатирующихся в условиях особых нагрузок на припортальных участках и вблизи от вентиляционных сбоек на новое конструктивное решение, основанное на материале "Монофлекс Е" в сочетании с резиновыми и цементными материалами, которое обеспечивает надежные адгезионные характеристики к поверхности чугуна, демпферность и гидроизоляционную защиту.
Предложенный способ осушения тоннели до нужной кондиции с применением уплотнительного нагнетания за обделку локальных водонасыщенных участков быстротвердеющего состава на безусадочном модифицированном цементе "Монофлекс Френкеля" должен найти самое широкое применение.
Главный инженер ООО "СМУ-15 Метростроя" О. Литовченко:
- При строительстве перегонных тоннелей от станции Трубная до станции Сретенский бульвар возникла необходимость в ускорении гидроизоляционных работ железобетонной обделки. Для этого была использована гидроизоляция стыков и отверстий с применением технологии "Монофлекс". С сентября 2009 г. по февраль 2010 г. с помощью данного способа было зачеканено 130 погонных метров правого перегонного тоннеля и 319 погонных метров в левом перегонном тоннеле. Проведенное обследование выполненных работ показало высокое качество гидроизоляции. Темп работ доходил до 150 погонных метров обделки в месяц, что позволяет говорить о необходимости дальнейшего внедрения этого способа.
Начальник УП "Минскметрострой" А. Серегин:
- На протяжении около 20-ти лет при строительстве Минского метрополитена с продолжительным экономическим и техническим эффектом для гидроизоляции стыков железобетонной и чугунной обделки закрытого способа работ, в том числе на припортальных участках тоннеля, на участках вблизи вентиляционных сбоек, а также подверженных температурно-осадочным деформациям, применяются материалы и технологии работ "Монофлекс Френкеля".
Применяемая технология значительно сокращает сроки выполнения работ по гидроизоляции и характеризуется высокими эксплуатационными качествами. Стыки чугунных обделок, в том числе стыки притоннельных участков и в районе вентсбоек, гидроизолировались по технологии "Монофлекс Френкеля" и на протяжении многих лет показали хорошие эксплуатационные характеристики: отсутствие в стыках водопроявлений, трещин, сколов и других повреждений.
Учитывая высокие эксплуатационные показатели данной технологии, Минский метрополитен рекомендует применять ее при строительстве метрополитенов.
Технология надежности и долговечности.
Информация по теме:
– Советы по наклейке обоев
– Ремонт стен в ванной
– Врезка замков в межкомнатную дверь
– Ознакомление с подвесными потолками
Своё мнение: