Вопросы повышения эффективности строительства и улучшения проектно-сметного дела
В одиннадцатой пятилетке институт планирует внедрить определенные новые решения в проекты капитального строительства, которые позволят повысить надежность работы устройств, увеличить степень автоматизации и механизации отдельных процессов, усилить безопасность движения поездов.
В проектах автоматической блокировки и электрической централизации предусматривается использование двухнитевых светофорных ламп. В перерабатываемых типовых решениях намечаются также дополнительные меры защиты рельсовых цепей, аварийных реле и полупроводниковых приборов от перенапряжений, на переездных установках —использование регуляторов тока РТА.
В устройствах ЭЦ найдут применение электрические схемы унифицированной электрической централизации, опробованные на станции Резекне Прибалтийской дороги.
В проектах диспетчерской централизации будет применяться более совершенная система «Луч». Здесь имеются проработки по организации управления с поста диспетчера ответственными приказами —сменой направления движения при поврежденных перегонных рельсовых цепях, включением пригласительных сигналов, аварийным переводом стрелок. Реализация этих новшеств должна в значительной степени облегчить условия организации движения поездов при повреждении отдельных элементов устройств.
При проектировании диспетчерской централизации и автоблокировки намечается на отдельных участках прокладка кабеля парной скрутки марки СБПБ емкостью до 19X2 для организации цепей СЦБ и необходимых дополнительных видов оперативнотехнологической связи. Видимо, целесообразно начать выпуск сигнально - блокировочного кабеля парной скрутки в алюминиевой оболочке.
В поездной радиосвязи предстоит освоить совершенно новую технологию проектирования, связанную с внедрением метрового диапазона. В станционной радиосвязи одной из первостепенных задач в проектировании является решение проблемы электромагнитной совместимости. В области громкоговорящей связи проектные решения будут приводиться в соответствие с действующими общесоюзными и отраслевыми нормативными документами. В первую очередь это относится и санитарным нормам на шумы, требованиям техники безопасности, установленным для электрифицированных участков. В радиорелейной связи ожидается реконструкция действующих радиорелейных линий с переводом их на современную аппаратуру и содержание техники без сменного дежурства.
В целях повышения надежности электропитания устройств СЦБ и связи предполагается применить новые камеры для электропитания высоковольтных линий автоблокировки, разработать типовые решения по телеуправлению устройствами электроснабжения, внедрить автоматизированные электропитающие установки, пересмотреть действующие нормативы по резервированию питания устройств аккумуляторными батареями для сокращения времени резерва и соответственно емкости батареи. Все это будет в новых проектах.
Большие работы предстоит выполнить Гипротранссигналсвязи по совершенствованию типовых и повторно применяемых проектов служебнотехнических зданий —постов ЭЦ, ДЦ, домов связи.
Проектами будут учитываться прогрессивные методы технического обслуживания и ремонта устройств —бригадный, комплексный, централизованной замены приборов Для внедрения индустриального метода предусматривается строительство центров технического обслуживания.
Институт «Гипротранссигналсвязь» всегда являлся пионером в проектировании новой техники. Практически все новейшие достижения науки и техники в области железнодорожной автоматики и связи впервые реализуются в проектах института. К числу последних таких проектов можно отнести технические проекты ДЦ, в которых применена автоблокировка с рельсовыми цепями частотой 75 Гц с гетеродинными приемниками, автоблокировки без проходных светофоров с централизованным размещением аппаратуры. Новым в области сортировочных горок является проектирование горочной автоматической централизации с контролем роспуска ГАЦ - КР, системы управления расформированием составов АСУ - РСГ Проектируется система автоматического считывания информации с подвижного состава с использованием радиоэлектронной аппаратуры.
Однако необходимо отметить, что институт при проектировании новой техники имеет определенные затруднения в части финансирования. Проекты с использованием опытного оборудования обходятся значительно дороже, но это не учитывается. Главку сигнализации и связи необходимо навести порядок в части исчисления стоимости вновь выпускаемой аппаратуры и оборудования.
Институт наметил пересмотреть устаревшие нормы на проектирование и строительство. Для этого разработаны новые руководства по проектированию устройств СЦБ и по проектированию электроснабжения
устройств СЦБ и связи. Эти документы очень нужны проектным организациям и заказчикам, но они необоснованно долго рассматриваются и согласовываются в МПС.
Изменяется порядок финансирования проектно - изыскательских работ. Начиная с 1981 года заказчики и проектные организации должны заключать договоры на разработку проектов на весь период проектирования. Финансируются работы непрерывно в пределах сумм, предусмотренных на эти цели в утвержденных сметах и перечне объектов в пятилетием плане. Это мероприятие наряду с положением о расчете между заказчиком и проектными организациями за полностью законченные и принятые заказчиком проекты направлено на усиление хозяйственной самостоятельности проектных организаций, упорядочение их финансовой и производственной деятельности.
Изменен также порядок согласования проекта. Заказчик согласовывает с генеральной подрядной строительно-монтажной организацией раздел проекта по организации строительства объекта, а также сметы, составленные по рабочим чертежам. Конструктивные решения зданий и сооружений и сводный сметный расчет строительства представляются заказчиком подрядной организации на заключение.
Повышена ответственность всех участников строительства за конечные результаты. Установлено, что заказчик, генеральный подрядчик, генеральный поставщик оборудования и проектная организация соответственно несут ответственность за осуществление строительства согласно проекту и утвержденной сметной стоимости и за освоение проектных мощностей в установленные сроки.
В этих условиях возрастает роль авторского надзора. Гипротранссигналсвязь осуществляет авторский надзор за строительством по договорам с заказчиками. Основная задача авторского надзора заключается в своевременном выявлении отступлений от проектных решений и принятие соответствующих мер по обеспечению высокого качества строительства. выполнению технико-экономических показателей. В обязанностях авторского надзора также оперативное устранение недостатков и корректировка проектной документации.
Заслуживает внимания вопрос о составе технических проектов и рабочих чертежей. Гипротранссигналсвязью и другими проектными организациями проектная документация выпускается в объеме, предусмотренном инструкцией по разработке проектов и смет для промышленного строительства СН 202-76. Однако эта инструкция дает указания лишь общего характера, а в остальном проектные организации должны руководствоваться эталонами проектной документации, но таких эталонов нет. В настоящее время институт приступил к разработке эталонов технических проектов по основным объектам проектирования —автоблокировки и диспетчерской централизации, электрической централизации, механизированных горок и магистральной линии связи. Согласованные Госстроем СССР и утвержденные МПС эталоны будут основным руководящим материалом по разработке проектов.
Приступил институт и к составлению перечней рабочих чертежей по основным видам проектных работ. Перечни будут согласовываться с МПС и Минтрансстроем.
С выходом всех этих документов будут решены многие вопросы по составу и оформлению проектной документации для капитального строительства.
Немало проблем с проектированием реконструируемых объектов.
Так, например, при реконструкции электрической централизации рабочие чертежи для строительства должны содержать только элементы, подлежащие изменению. Однако такая документация неприемлема для эксплуатационников. Не ясно, при каких условиях и объемах реконструкции в действующие устройства должны вноситься только изменения, а при каких условиях должна предусматриваться полная замена устройств.
Одновременно необходимо также решить вопрос с финансированием работ по модернизации устройств. Сейчас замена на станции ЭЦ устаревшей системы может быть осуществлена только за счет капитального ремонта, но при этом не может быть осуществлено строительство здания поста централизации, даже если действующее оборудование размещено в релейных шкафах. Возможно, следует списывать с баланса существующие морально устаревшие и полностью изношенные устройства автоматики и открывать титулы на новое строительство.
Сделано немало, но предстоит сделать еще больше. Впереди задачи полной автоматизации управления перевозочным процессом. Успешное осуществление этих задач во многом зависит от выполнения планов капитального строительства устройств автоматики, телемеханики и связи, решения многообразных проблем в этой области.
Информация по теме:
– Какие материалы и технологии предлагают застройщики многоэтажных домов?
– Максимодуль конструктор для взрослых
– Естественное освещение - рассмотрим на примере
– Затопили соседи - что при этом делать
Своё мнение: