Несъемная опалубка для мостов
Несъемная опалубка, в отличие от традиционной, остается на месте,
становясь частью конструкции, которую она поддерживает при возведении.
Такая система опалубки успешно использовалась во многих областях
строительства с применением монолитного железобетона, например при
устройстве сборно-монолитных настилов мостов, где она образует
постоянную нижнюю поверхность плиты между главными опорными балками.
Устройство сборно-монолитных настилов мостов
При устройстве сборно-монолитных настилов мостов используются два типа несъемной опалубки:
* опалубка, входящая в состав конструкции, обеспечивает на стадии возведения временную опору для подвижной бетонной смеси и позволяет выдерживать монтажные нагрузки, а затем становится частью постоянной конструкции, увеличивая ее расчетную прочность;
* опалубка, не входящая в состав конструкции, спроектированная только для поддержания подвижной бетонной смеси и выдерживания монтажных нагрузок.
Этот метод имеет особые преимущества при возведении настилов мостов:
* обеспечение надежной платформы для работы на раннем этапе устройства настила моста;
* особенно важно, если мост возводится над железной дорогой, рекой или оживленной автотрассой;
* устранение необходимости распалубливания на труднодоступных и ограниченных участках настила при работе на высоте.
Наиболее распространенные опалубочные системы первого типа включают сборные железобетонные компоненты, как правило, шириной 300 мм, снабженные обнаженной арматурой в виде легких ферм треугольного сечения, наполовину замоноличенных в плите. Арматура плиты обеспечивает прочность компонента на стадии монтажа, а потом усиливает прочность готового настила. Расчетный пролет такого компонента в свету обычно составляет 3, 65 м.
В процессе монтажа концы компонентов опалубки устанавливаются на несущие балки с применением пропитанных битумом подкладок, работающих на сжатие, или иных элементов аналогичного назначения, одобренных поставщиком. Особенно важна герметизация швов между компонентами, выполняемая с помощью строительного раствора, клейкой ленты или подходящего герметика. При установке и герметизации компонентов опалубки была достигнута скорость укладки 2, 5 м2/ч.
Для устройства опалубки второго типа, не входящей в состав конструкции, обычно применяются два метода ее возведения: эту опалубку выполняют либо из пластика, армированного стекловолокном (GRP), либо из цемента, армированного стекловолокном (GRC).
Панели, изготовленные из пластика, армированного стекловолокном, оснащены элементами жесткости в виде металлических стержней, встроенных в материал для повышения жесткости и рассчитанных на пролет до 4 м. Информацию о максимальной длине пролета и прогнозируемых прогибах обычно предоставляет изготовитель. Длина и ширина компонента опалубки ограничены по массе, с тем чтобы двое рабочих могли вручную устанавливать панель в нужное положение. Стыки между панелями и несущими балками должны быть заделаны в соответствии с инструкциями изготовителя, поскольку рекомендации могут отличаться в зависимости от типа применяемого материала основной балки, то есть железобетона или стали. При использовании этой системы были достигнуты темпы укладки порядка 10 - 20 м2/чел. -ч.
Панели для пролетных строений больших размеров без временных опорных устройств могут быть изготовлены из цемента, армированного стекловолокном, однако они должны быть многослойными. Тем не менее Британское Автодорожное агентство, контролирующее в настоящее время такое строительство, не разрешает использование панелей подобного типа для устройства мостовых настилов из-за возможного расслоения.
Эти требования Британского Автодорожного агентства, представленные в инструкции ВА36/90 (Использование несъемной опалубки. 1991), касаются применения несъемной опалубки при устройстве мостовых настилов. В инструкции приведена информация по применению и ограничению для различных типов опалубки, приведены примеры использования опалубки. В инструкции также подчеркивается важность фактора долговечности при выборе типа используемого материала.
Одним из основных требований упомянутой инструкции является требование долговечности конструкции опалубки. Это требование касается сборного железобетона, поскольку любой материал на базе цемента в условиях воздействия солей, используемых для оттаивания, должен быть защищен от этого воздействия согласно стандарту BD 43/03 (Пропитка автодорожных конструкций из преднапряженного и обычного железобетона гидрофобным составом, обволакивающим поры. 2005). Инструкция рекомендует нанесение на поверхность железобетона гидрофобного состава, обволакивающего поры. В настоящее время рекомендуется применять мономерный алкилтриалкоксисилан (изобутил). Силан распыляется на обратную сторону поверхности настила, однако процесс нанесения может оказаться трудным и медленным.
Для изучения процесса долговечности были проведены испытания, в ходе которых в бетонную смесь добавляли ингибитор коррозии. Применение ингибиторов весьма эффективно, но может оказаться слишком дорогостоящим при их использовании в толстостенных железобетонных секциях, однако они идеальны в случае тонких железобетонных панелей опалубки.
Панели из пластика, армированного стекловолокном, водонепроницаемы и долговечны, при условии тщательной герметизации торцов и стыков, тогда проникновения вредных солей для оттаивания можно избежать. Для такой системы нет необходимости в применении материала типа силана.
Панели из цемента, армированного стекловолокном, хотя и имеют в своей основе цемент, изготовлены из нескольких материалов, что обеспечивает поверхностную плотность достаточной прочности, препятствующую проникновению солей, и не требуют какой-либо дополнительной защиты.
Применение несъемной опалубки при устройстве настилов мостов может обеспечить значительные преимущества, связанные с темпами укладки, экономией средств, охраной здоровья и безопасностью.
Исследования показали, что при сравнении сборного железобетона и пластика, армированного стекловолокном, проведенном с учетом всех важных факторов возведения крупных пролетных строений, общая стоимость может оказаться одинаковой. Тем не менее выбор зависит от специфических преимуществ каждой системы и от ряда других факторов. Так, например, следует учитывать наличие подъемных кранов, критичность сроков возведения, возможность упрощения арматуры, отдается ли предпочтение бетонным софитам, отдается ли предпочтение минимальным стыкам между панелями, предполагается ли урезать потребность в панелях на строительной площадке.
Протяженность панели из цемента, армированного стекловолокном, ограничена, и, следовательно, нельзя сравнивать стоимость этих двух систем при возведении пролетных строений большой длины. Тем не менее панели из цемента, армированного стекловолокном, можно применять при возведении пролетных строений до 1, 2 м, они могут представить самое экономичное решение, если при этом используются короткие балки.
Информация по теме:
– Вода - источник больших хлопот
– Опалубка: "прорыв" не за горами?
– Подъемные системы arteon для ЖБИ
– Универсальные герметики "сази"
Своё мнение: